Введение

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 5

1. ТЕМАТИКА ИЗУЧАЕМЫХ ПРОБЛЕМ И ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»................................................................................. 8

СЕМИНАР 1.................................................................................................. 8

1.1. Введение. Предмет культурологии. Культура как социально-историческое явление...................................................................................................... 8

1.2. Темы докладов............................................................................... 9

1.3. Вопросы для самопроверки........................................................ 9

1.4. Справочные статьи и основные понятия................................... 9

2. СЕМИНАР 2.......................................................................................... 22

2.1. Развитие представлений о культуре в отечественной

и зарубежной культурологии…………………………………….22

2.2. Темы докладов............................................................................ 23

2.3. Вопросы для самопроверки...................................................... 24

2.4. Справочные статьи и основные понятия............................... 24

3. СЕМИНАР 3.......................................................................................... 33

3.1. Мировая культура...................................................................... 33

3.2. Темы докладов............................................................................ 35

3.3. Вопросы для самопроверки...................................................... 36

3.4. Справочные статьи и основные понятия................................ 37

4. СЕМИНАР 4.......................................................................................... 58

4.1. Отечественная культура............................................................ 58

4.2. Темы докладов............................................................................ 61

4.3. Вопросы для самопроверки...................................................... 61

4.4. Справочные статьи и основные понятия................................ 62

5. СЕМИНАР 5.......................................................................................... 78

5.1. Религия и культура..................................................................... 78

5.2. Темы докладов............................................................................ 80

5.3. Вопросы для самопроверки...................................................... 80

5.4. Справочные статьи и основные понятия................................ 81

6. ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ....................................................... 103

7. ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
НА СЕМИНАРЕ....................................................................................... 107

7.1. Рекомендации для докладчика............................................... 107

7.2. Правила произнесения речи перед публикой...................... 108

8. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО КУРСУ
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»............................................................................. 112

8.1. Требования к реферату............................................................ 114

8.2. Оформление реферата.............................................................. 114

8.3. Рекомендации по структуре реферата................................... 115

9. КЛЮЧ К ИТОГОВОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ............................... 116

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................ 116

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ "КУЛЬТУРОЛОГИЯ"........ 117

ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования студенты изучают учебную дисциплину «Культурология». Термин «культурология» вошел в научный оборот в первой половине ХХ в. Его возникновение связано с именем американского культурантрополога Л. Уайта. Он считал, что это наука, имеющая самостоятельное значение, не совпадающая ни с социологией, ни с психологией.

Культурология отличается от других дисциплин, во-первых, синтетическим характером, она, как и философия, охватывает всю совокупность выработанного человечеством духовного опыта и актуализирует его в соответствии с потребностями и интересами сменяющих друг друга поколений; во-вторых, культурология характеризуется непосредственной гуманистической направленностью, она обращена к внутреннему миру личности, испытывающей потребность в духовном совершенствовании.

Культурологический подход в настоящее время становится одним из наиболее перспективных при изучении общества. Он дает системный взгляд на социум, его главную движущую силу и конечный продукт – личность, позволяет комплексно и c гуманистических позиций оценить различные стороны общественной жизни: экономику, общественное сознание и психологию, социальную организацию, коммуникативную и нормативную сферы. Именно недооценка культуры, гипертрофия «объективных» экономических, социально-классовых, технократических подходов и соответствующая политика с дополняющим идеологическим обеспечением в огромной (возможно, решающей) степени явились причиной краха СССР и всеобъемлющего кризиса современной России.

Отсюда возникают задачи образования – обеспечить преемственность в преподавании гуманитарных наук с пониманием решающей роли культуры в социуме, имея в виду, что для мировых центров образования характерен именно культурологический (антропологический) подход к изучению общества. Решение проблем демократизации жизни, подъема материальной и духовной культуры, нравственности, развития личности и реализация ее творческого потенциала, преодоление ограниченности, да и просто невежества людей, воспитание в человеке ответственного отношения к труду, воспитание умения общаться – невозможно вне русла общечеловеческой культуры, мирового цивилизационного процесса.

В настоящее время культурологическая подготовка призвана, по мере возможности, восполнять недостаточность школьного обучения и отсутствие традиций классического гуманитарного образования. Культурологическое образование призвано готовить молодежь к целостному пониманию мира, активному его преобразованию, способствовать осмыслению его как совокупности культурных достижений человечества, помогать взаимопониманию, общению представителей различных культур.

В изучении культурологии выделяются следующие блоки:

1. Теоретический. В ходе его освоения студенты должны получить представление об основных теориях культуры (предмет, основные понятия, структура и функции культуры), а также о главных школах, направлениях, концепциях в культурологии.

2. Исторический. Он включает два раздела – историю мировой и отечественной культуры, в том числе и своего края. В изучении первого раздела главное внимание уделяется европейской культуре. Вместе с тем студенту важно увидеть многообразие, «полифонизм» мировых культур. Отсюда возникает необходимость реконструкции многовариантного генезиса культуры, рассмотрение основных типов древних культур. На этом фоне становится возможным выявление своеобразия и уникальности европейской (античной) культуры. В изучении второго раздела важно выявить собственную логику развития российской культуры, ее самобытность, разумеется, в сравнении с западной.

Задача исторического блока – обогащение внутреннего мира студента как личности историко-культурными ценностями, достижение более высокого уровня развития его творческих сил. Поэтому предполагается давать материал наиболее полно характеризующий творческую ценность человека в социокультурном процессе.

Наиболее перспективным для достижения этой цели представляется обращение к художественной культуре. Художественная культура открывает широкие возможности понимания студентами универсальных проблем, имеющих непосредственное отношение к каждому человеку, таких как смысл жизни и счастья, добро и зло, любовь и ненависть, честь и достоинство и т. п. Они являются вечными для любого этапа истории и для каждого человека. Также важно раскрытие закономерностей становления культурно-творческих характеристик личности, акцентирование внимания на духовном творчестве человека в области науки, техники.

Проблемный. В этот блок включены актуальные проблемы развития культуры ХХ века. Среди них выделены культурологические аспекты глобальных проблем современности, социально-культурных последствий НТР, изменения места и роли культуры в развитии человечества, проблемы взаимодействия массовой и элитарной культуры.

При изучении культурологии главной целью является изучение студентами теории и истории культуры. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: знать место культурологии в системе гуманитарных дисциплин, специфику ее объекта и предмета, основные разделы культурологии, историю ее формирования как научной дисциплины; иметь представление об основных современных культурологических школах, направлениях; уметь охарактеризовать формы и типы культур и цивилизаций, основные этапы развития мировой культуры; знать историю культуры России, понимать и уметь объяснить ее место в системе мировой культуры и цивилизации; приобрести опыт использования культурного наследия в республике, крае, области, районе и уметь ориентироваться в культурологической художественно-эстетической и нравственной проблематике, вести себя в жизни в соответствии с требованиями, предъявляемыми к интеллигентной и профессионально грамотной личности.

Кафедра истории Отечества и культурологии УГАТУ подготовила учебное пособие, которое включает в себя планы семинаров, справочные статьи и основные понятия, темы докладов. Для самостоятельной работы студентов к семинарам предложена литература, которая имеется в библиотеке УГАТУ в Уфе и в филиалах. Учебное пособие позволит студентам глубже осмыслить теоретические и исторические проблемы культуры, расширить их кругозор, поможет выработать у студентов исследовательские навыки и повысить культуру мышления.

1. ТЕМАТИКА ИЗУЧАЕМЫХ ПРОБЛЕМ
И ПЛАНЫ СЕМИНАРОВ ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: