Понятие науки

Ответы к экзамену по ИФН

1. Понятие науки. 2

2. Генезис науки. 4

3. Античная наука. 6

4. Наука в Средние века. 12

5. Классическая наука. 17

6. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА.. 19

7. Постнеклассическая наука. 24

8. Методы эмпирического исследования. 36

9. Методы теоретического исследования. 41

10. УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.. 48

11. Социальные характеристики научной профессии: 50

12. Этика науки. 53

13. Интеллектуальная деятельность и интеллектуальная собственность. 56

14. АВТОРСКОЕ И ПАТЕНТНОЕ ПРАВО.. 61

15. Современная научная картина мира. 70

16. Взаимоотношение культуры, науки и философии. 73

17. Генезис социальных и гуманитарных наук. 80

18. Социокультурная обусловленность СГН.. 83

19. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. 86

20. Субъект социально-гуманитарного познания. 97

21. Коммуникативность в социально-гуманитарных науках. 100

22. Проблема истинности в социально-гуманитарных науках. 103

23. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. 106

24. Научная картина мира в социально-гуманитарном познании. 110

25. Жизнь как категория наук об обществе и культуре. 114

26. Феноменология как метод познания в социально-гуманитарных науках. 127

27. Герменевтика как метод познания в социально-гуманитарных науках. 138

28. Семиотика как метод познания в социально-гуманитарных науках. 142

29. Перспективы развития социальных и гуманитарных наук. 146

31. Истолкование литературного творчества в психоанализе Фрейда. 152

32. Психоанализ. 155

33. Сущность поэзии в свете философии языка М. Хайдеггера. 161

35. Понимание литературного текста в герменевтической философии Поля Рикера. 172

37. Особенности структуралистского подхода к исследованию литературного текста. 184

38. Письмо и текст в трактовке Барта. 187

39. Деконструктивизм Ж.Деррида и современная литературная критика. 195

Понятие науки.

“General philosophy of science is as old as philosophy itself, especially if we take into account that science has long been regarded as a paradigm of privileged knowledge (Greek: epistome; Latin: scientia); that is, systematic and reliable knowledge of the world as opposed to mere opinion or ungrounded belief. ”Это было несколько точных слов на эту актуальную тему из введения англоязычного учебника по любимому же всеми нами предмету «История и философия науки». Еще наш знакомый Аристотель говорил (цитата из того же введения): “Science is a deductive, axiomatic structure whose aim is casual explanation (NOT prediction) based on first principles about the essence of things. Those principles are derived from experience and known with certainty ”. Разумеется, Аристотель жил давным-давно, и не знал еще о том, что ничего с уверенностью знать нельзя (к чему пришли попозже другие уже ученые), но будет все-таки иметь его умные словечки в виду при подготовке к предстоящему экзамену! Дальше все будет по-русски, можете уже успокоиться!

Наука может быть определена как особая, профессионально-познавательная деятельность, направленная на получение нового знания. Это новое знание должно обладать следующими свойствами для того, чтобы быть достойным гордому званию «научного»:

1) объектная предметность (эмпирическая или теоретическая);

2) общезначимость;

3) обоснованность (эмпирическая и/или теоретическая);

4) определенность;

5) точность;

6) проверяемость (эмпирическая или логическая);

7) воспроизводимость предмета знания (потенциально бесконечная);

8) объективная истинность;

9) полезность (практическая или теоретическая).

В различных областях науки эти общие критерии научности знания получают свою определенную конкретизацию, обусловленную специфическими предметами этих областей, а также характером решаемых научных проблем.

Наука – социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания.

При анализе современной науки можно выделить, по крайней мере, четыре совершенно различных класса наук, по ряду параметров существенно различающихся друг от друга:

1) логико-математические;

2) естественнонаучные;

3) инженерно-технические и технологические;

4) социально-гуманитарные (в эту группу входит любимая наша филология!).

Чтобы лучше понять, что такое «наука», можно использовать философский метод. Такой метод предполагает конструирование всеобщего содержания «науки» в качестве особого теоретического объекта («категории»), который имеет основания во всеобщих характеристиках сознания. С этой точки зрения получается, что наука:

1) есть результат деятельности рациональной сферы сознания (а не чувственной и тем более – иррациональных его сфер);

2) есть объективный тип сознания, опирающийся в существенной степени на внешний опыт;

3) в равной степени относится как к познавательной, так и к оценочной сфере рационального сознания.

Поэтому с точки зрения всеобщих характеристик сознания наука может быть определена как рационально-предметная деятельность сознания. Ее цель – построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта. Источником рационального знания НЕ может быть ни чувственный опыт сам по себе, ни художественное воображение, ни религиозно-мистическое откровение, ни экзистенциальные переживания, а только мышление – либо в форме построения эмпирических моделей чувственного опыта, либо в форме конструирования теоретических объектов (мира «чистых сущностей» или мира реальных объектов).

Хотя всякое научное знание рационально, НЕ всякое рациональное знание научно. Научная рациональность – «усиленная рациональность». Основные свойства научной рациональности следующие: объективная предметность (эмпирическая или теоретическая); однозначность; доказанность; проверяемость (эмпирическая или аналитическая); способность к улучшению. Важно отметить, что реализация каждого из указанных выше необходимых свойств научной рациональности может быть достигнута и достигается существенно различным образом в разных типах наук (в тех основных четырех, упомянутых выше).

Вечно неудовлетворенное любопытство – главная движущая сила науки!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: