Проблема 3. Универсалии культуры

В процессе глобализации формируются общие черты культуры – универсалии. Универсализм понимается как собирательное понятие, раскрывающее общность народов, населяющих планету Земля. Культурные универсалии – своеобразные вариации развития, элементы культуры: нормы, ценности, правила, традиции, свойства, присущие всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Американский социолог Т.Парсонс обосновал существование эволюционных универсалий (система коммуникаций, образования, родства, религии, технологии, социальной стратификации и культурной легитимизации, бюрократии, рыночной экономики, общественных норм, демократических объединений).

В настоящее время культурологи выделяют более 70 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, запреты кровосмесительных браков, танцы, спорт, язык, образование, религия, обряды и многие другие. Роль культурных универсалий усматривается в том, что различные культуры призваны способствовать удовлетворению основных потребностей человека (физиологических, психологических, социальных).

Для современной эпохи характерны формирование общепланетарной цивилизации, становление общечеловеческой культуры на основе представления о целостности мира. Этот процесс предполагает принятие представителями различных национальных культур системы общечеловеческих ценностей, установок, ориентиров.

Однако, культурная универсализация не означает унификации, т.е. сведения всего многообразия национальных культур к какому-либо единому образцу. Речь идет прежде всего о взаимосвязи, взаимопонимании национальных культур, что возможно при условии принятия общих культурных предпосылок.

В современном мире происходит стирание жесткой идеологии, отрицавшей все, не свойственное существующей в государстве историко-культурной концепции. Государства становятся более открытыми, и культура обретает черты большей всеохватности, взаимопроникаемости.

В производственной деятельности человек не только научился поддерживать существование, но стал умелым и социальным. Развитие минимума социальных привычек в процессе социализации позволяют индивиду жить в обществе и поддерживать свое культурное существование. Этот культурный минимум относителен для каждого этноса и исторически меняется.

Процесс культурной универсализации возможен благодаря развитию высоких технологий. Появление новых информационных технологий привело не только к тому, что человек начинает овладевать новыми колоссальными объемами информации, но и к тому, что новые информационные технологии коренным образом меняют социальный, культурный порядок развития, формируют новое научно-технологическое общество, основанное на знании. Они оказывают все возрастающее влияние на формирование личности, семьи, образа жизни. Они изменяют сферу образования для жизни в информационном обществе. Теория массовых коммуникаций приобретает особую актуальность в межкультурном общении, образовании, самообразовании, просвещении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: