Известно высказывание Гоголя: «Можно писать о яблоне с золотыми яблоками, но не о грушах на вербе». Можно, конечно, придумать такой сюжет, где и груши на вербе будут возможны, но мысль Гоголя ясна: словесный образ должен иметь внутреннее смысловое единство, внутреннюю логику. Между тем разного рода несообразности в построении образа — явление давнее и не очень редкое. Наши маститые писатели постоянно указывали начинающим на их ошибки в этом важном компоненте словесного творчества. В. Г Короленко советовал: «Нужно только стараться писать проще, яснее, без ненужных мудреных слов и разных кудреватостей в слоге. Нужно, чтобы каждая фраза выражала мысль или образ и при том по возможности точно и полно. Таких фраз, как: "пляшущая оргийная сутолока начинает меня злить, раздражая в душе своим нахальством того Цербера, который прикован, как у врат ада, к чувствам моего человеческого достоинства крепкими цепями нервов, присущих каждой человеческой шкуре" и т. д. — следует решительно избегать, потому что тут нет пи мысли, ни картины, а только набор высокопарных фраз».
|
|
М. Горький указывал: «"Полыхали заревом глаза озер" — это возможно видеть только с огромной высоты. "Ноздреватым яром в легком плясе кружились вихрастые, раскосые землянки" — это чепуха, непонятный набор слов. "Костистый творог" — тоже нелепица, такая же, как крупичатое молоко, или рассыпчатое масло. "Колокольные кресты" — что это значит? Сказали бы проще и точнее — кресты колоколен».
Не будем в связи со щекотливым вопросом о небрежностях в построении словесного образа касаться произведений наших известных поэтов и прозаиков. Приведем две строчки из стихотворения, присланного в свое время на творческий конкурс в Литературный институт:
И восходил червь Вавилонской башни,
Нащупывая Бога в полутьме.
Значение слова в образном тексте обрастает «приращениями смысла», но не может быть оторвано от его значения в общенародном языке. А в приведенных строчках именно это и происходит. Башня, даже если она очень высокая и тонкая, на червя не похожа. Червь живет в земле, как и зачем он может «восходить»? Нащупывать кого-либо или что-либо ему нечем — ни щупалец, ни каких-нибудь усиков и т. п. у него нет. Почему Бог пребывает в полутьме — непонятно. В результате претендующая на глубокомыслие метафора оказывается бессодержательной.
«Отрицательные» примеры лишь обращают наше внимание — по контрасту — на продуманность строения и точность композиционного размещения образов в лучших образцах русской классической и современной поэзии и прозы. Закончим главу прекрасным стихотворением А. Твардовского, в котором «соразмерность и сообразность» образов «образных» и «безобразных» безупречны:
|
|
В чем хочешь человечество вини
И самого себя, слуга народа,
Но ни при чем природа и погода:
Полны добра перед итогом года,
Как яблоки антоновские, дни.
Безветренны, теплы — почти что жарки.
Один другого краше, дни-подарки
Звенят чуть слышно золотом листвы
В самой Москве, в окрестностях Москвы
И где-нибудь, наверно, в пражском парке.
Перед какой безвестною зимой
Каких еще тревог и потрясений
Так свеж и ясен этот мир осенний,
Так сладок каждый вдох и выдох мой?