Русская культурологическая мысль 19-- нач. 20 в

В сфере философии и общественной мысли в сер 19 века наметились два полюса. Один был представлен западниками, требовавшими копирования, воспроизведения в России западноевропейской культуры и цивилизации во всей ее полноте, другой – славянофилы, которые, не отрицая достоинств западной культуры, требовали более внимательного отношения к национальным корням и к традициям, изучения и выдвижения на первый план исторической самобытности России. Западники (Анненков, Боткин, Грановский, Кавелин, Тургенев, Чаадаев, Герцен, Белинский, Огарев) считали историю России частью общемирового исторического процесса. Они сотрудничали в журналах «Отечественные записки», «Современник», «Русский вестник». Славянофилы (Аксаковы, Киреевские, Кошелев, Самарин, Хомяков, Черкасский) выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве. Близки к славянофилам были Даль, Островский, Григорьев, Тютчев, Страхов.

После крестьянской реформы 1861 года западники сблизились со славянофилами на почве либерализма. И те, и другие выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати, критиковали недостатки самодержавия и выдвигали проекты реформирования государственного строя.

Великое противостояние западников и славянофилов сохранилось и в 20 столетии. Его неьзя рассматривать как частный эпизод в развитии общественной мысли, поскольку конфликт индивидуалистических и коллективных ценностей, старого и нового в культуре выражает глубинные проблемы становления национального самосознания. С давних времен Россия решала для себя вопрос о том, за кем следовать – за Востоком или Западом, какого пути в экономике придерживаться – рыночного или нерыночного, на каких ценностях – общечеловеческих или самобытных, главным образом православных, воспитывать подрастающее поколение.

Движение от западничества к славянофильству происходит в России волнами: вслед за увлечением одной крайностью следует разочарование и переход к другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: