Запад | Восток | |
Особенности образа жизни | Познание внешнего мира и активное воздействие на него; самостоятельная деятельность человека, природа рассматривается в контексте европейской культуры как объект, а человеку как субъекту приписывается активно-преобразовательное отношение к ней, ускоренный темп жизни | Самоизоляция от внешнего мира, уход во внутреннюю духовную жизнь, созерцательное отношение к миру, познание природы, общества и человека мыслится возможным лишь через самопознание; пассивное подчинение человека жизненной силе природы |
Отношение к человеку | Государство западных цивилизаций обслуживает интересы собственника | Государство восточных цивилизаций полностью подчиняет индивида, В восточных обществах человек связан со своей социальной группой и подчинен ей. От рождения судьба человека почти всецело определяется принадлежностью к социальной группе, за которой закрепляются определенный вид трудовой деятельности и профессия. Личностное общение между социальными группами резко ограничено |
Философия | Идея бытия; стремление к точным формулировкам истины в словах; для мудреца главное – владение даром слова | Идея небытия; истинное знание невыразимо в словах; истинная мудрость выражается не в словах, а личным примером |
Наука | Развитие науки, как практической, так и теоретической | Отставание от Запада; развитие практических знаний (медицина и пр.) |
Искусство | Утилитарность, визуализм, реализм; с эпохи Возрождения – индивидуализм, ценность авторского стиля | неутилитарность, символизм, условность; синтез различных видов искусства; в изобразительном искусстве декоративность, отсутствие перспективы; деиндивидуализм, личность творца не обозначается |
Этика | Активность, утилитаризм; «нормативная недостаточность», разнообразие и лабильность норм социального поведения, стремление к творчеству, расшатывание традиций | Созерцательность, консерватизм, аскетизм; «нормативная избыточность», строгость поведенческих регулятивов, уважение к обычаям и традициям, церемониальность социальных контактов |
Политическая жизнь | динамизм | инерционность |
Экономика | экономическую основу западных цивилизаций составляет частная собственность. | экономическую основу восточных цивилизаций составляет власть-собственность. Власть-собственность – это не только собственность, сколько власть, поскольку отношение к собственности опосредовано отношением к власти |
Причины, обусловившие особенности восточной и западной культуры, связаны главным образом с разницей климатических, исторических и социально-экономических условий жизни народов в этих регионах.