ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА
Предмет и методы экономической теории.
Экономические школы.
1. Предмет и методы экономической теории. Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия – наука о домохозяйстве, домашнем хозяйстве.
Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: экономию – хозяйство ради самообеспечения и хремастику – хозяйство с целью обогащения.
С самого начала курса экономической теории мы должны ясно представлять себе, что будем изучать экономическое поведение людей. Какие стороны жизнедеятельности человека изучает экономическая теория? Что представляет собой человек с точки зрения экономической теории? Этим вопрос мы сейчас и займемся.
Экономическая теория выделяет в человеке главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей. В модели «экономического человека» или «homo economicus», согласно английской классической школы, во главу угла ставится эгоистический, денежный интерес, являющийся главным мотивом деятельности «экономического человека».
|
|
Один из представителей неоинституционализма, американский экономист Дуглас Норт писал, что «человеческое поведение основывается не только на максимизации личной выгоды, но и на альтруизме, самоограничении, которые радикально влияют на результаты выбора индивида». В частности, стимулы включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера – соблюдение традиций, привычки, соображения престижа, желание наслаждаться жизнью и др.
Гэри Беккер дал название новой разновидности модели «экономического человека» - «экономический империализм». Новую модель отличают многообразие и динамизм потребностей, главной из которых является потребность в свободе выражения, установления связей с другими людьми, свобода духовного самоопределения, свобода выбора типа культуры и общественно – политических взглядов. Это модель социально – индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократии.
Первоначально, предметом исследования считалось материальное благополучие человека, но в дельнейшем представления о предмете экономической теории все больше начинают связываться с редкостью (ограниченностью) имеющихся в распоряжении людей ресурсов.
Действительно, все мы живем в мире ограниченных возможностей и редких ресурсов. За небольшим исключением, которым, скажем, является атмосферный воздух или солнечный свет, все, что окружает человека и чем он пользуется количественно и качественно ограничено. Ограничено количество пригодных для производства сельскохозяйственной продукции земель, доступных для извлечения и использования полезных ископаемых, запасов сырья, материалов и энергии. Редким ресурсом является время.
|
|
С точки зрения ограниченности, все ресурсы делятся на 2 группы:
- ресурсы, использование которых не требует никаких особых способов присвоения (имеют нулевую цену), называются неограниченными ресурсами или свободными благами. Примером свободных экономических ресурсов могут служить атмосферный воздух, солнечная энергия, энергия ветра и т.д.
- ресурсы, использование которых возможно только на основе определенного способа присвоения (за их использование необходимо платить), называются ограниченными ресурсами или экономическими благами.
Ограниченность экономических ресурсов носит ограниченный характер, заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех членов общества.
Благо – это средство для удовлетворения потребностей.
Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т.е. такие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ.
Экономическая теория – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление.
С точки зрения масштабов изучаемого объекта различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела экономической теории — микроэкономика и макроэкономика.
Микроэкономика — такой раздел экономической науки, который предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей. Не случайно приставка «микро» означает «малый».
Макроэкономика — приставка «макро» означает «большой» — занимается изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее так называемых агрегатов— домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора.
Несмотря на разницу в масштабах объекта исследования между микроэкономикой и макроэкономикой нет стены— некоторые проблемы, как, например, налогообложение входят в круг интересов обоих разделов экономической теории.
При исследовании экономических процессов и явлений вне зависимости от того, ведется ли анализ на микроэкономическом или макроэкономическом уровнях, различают позитивный и нормативный анализы, которые представляют, соответственно, позитивную и нормативную экономическую теорию. Разница между ними состоит в отсутствии или наличии оценочных суждений. Эта разница была четко сформулирована английским экономистом Джоном Невиллом Кейнсом (отцом Дж. М. Кейнса) в его книге «Предмет и метод политической экономии»: «позитивная наука...— совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть; нормативная или регулятивная наука...— совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть».
Позитивная экономическая теория, таким образом, имеет своей задачей объяснение следствий, вытекающих из реального изменения обстоятельств. Она отвечает, например, на вопрос: как изменится величина спроса на легковые автомобили определенной марки при повышении цены на них на 10%? Или: что будет с объемом инвестиций в рамках национальной экономики при темпе инфляции равном 15% в месяц? В отличие от позитивной экономической теории, отвечающей на вопрос «что будет, если...?» и постольку, с учетом оговорок, сделанных в предыдущем абзаце, претендующей на объективность, нормативная экономическая наука содержит четко выраженный оценочный компонент и пытается ответить на вопрос «что должно быть?». Приемлем ли для общества размер безработицы, сложившийся в настоящее время? Эти и многие другие проблемы, связанные с оценкой желательности или нежелательности тех или иных экономических явлений и действий, пытается решить нормативная экономическая теория.
|
|
Основными функциями экономической теории являются:
1. познавательная, состоит в анализе экономических процессов и явлений, формировании системы экономических законов и экономических категорий;
Экономические законы –объективно существующие, устойчивые, постоянно – действующие связи экономических процессов и явлений на различных ступенях развития экономики (закон спроса, закон предложения).
Экономическая категория – выражает конкретное экономическое отношение в абстрактном понятии (цена, прибыль, спрос, заработная плата).
2. методологическая, дающая теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках;
3. практическая, позволяющая сделать правильный выбор при проведении государственной политики;
4. прогностическая, делающая возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития.
Экономическая теория, как и любая наука, имеет свой специфический предмет исследования и использует разные приемы изучения, совокупность которых составляет ее метод.
Основными методами изучения экономических процессов, явлений являются:
1. Метод анализа и синтеза:
анализ – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследования различных определяющих его факторов –цен, доходов потребителей.
синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое.
2. Метод индукции и дедукции:
индукция – метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему.
|
|
дедукция - метод познания, предполагающий умозаключение от общего к частному.
3. Метод аналогии – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные.
4. Метод исторического и логического.
исторический метод исследования представляется логическим методом, только облаченным в историческую форму (т. е. исследующим логику развития предмета в форме конкретных исторических событий);
логический метод — историческим, взятым в необходимости (т. е. освобожденным от случайной исторической формы).
5. Метод научной абстракции (основной метод) - состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного.
Научные выводы и заключения, формулируемые на базе исследования моделей, получили название гипотез.
Гипотеза — это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает тогда, когда появляются новые факторы, противоречащие старой теории.
Антиномия — это противоречие, в котором тезис и антитезис имеют равную силу и в одинаковой степени покоятся на одних и тех же основаниях. Формулировка проблемы в форме антиномии позволяет отразить противоречивое развитие как реального объекта, так и знаний о нем.
Апория — утверждение, противоречащее практическому опыту.
Проблема — это четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникших в процессе познания.