Экономические школы

ТЕМА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК НАУКА

Предмет и методы экономической теории.

Экономические школы.

1. Предмет и методы экономической теории. Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия – наука о домохозяйстве, домашнем хозяйстве.

Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: экономию – хозяйство ради самообеспечения и хремастику – хозяйство с целью обогащения.

С самого начала курса экономической теории мы должны ясно представлять себе, что будем изучать экономическое поведение людей. Какие стороны жизнедеятельности человека изучает экономическая теория? Что представляет собой человек с точки зрения экономической теории? Этим вопрос мы сейчас и займемся.

Экономическая теория выделяет в человеке главным образом то, что отвечает задаче объяснения экономического поведения людей. В модели «экономического человека» или «homo economicus», согласно английской классической школы, во главу угла ставится эгоистический, денежный интерес, являющийся главным мотивом деятельности «экономического человека».

Один из представителей неоинституционализма, американский экономист Дуглас Норт писал, что «человеческое поведение основывается не только на максимизации личной выгоды, но и на альтруизме, самоограничении, которые радикально влияют на результаты выбора индивида». В частности, стимулы включают в себя не только стремление к материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического характера – соблюдение традиций, привычки, соображения престижа, желание наслаждаться жизнью и др.

Гэри Беккер дал название новой разновидности модели «экономического человека» - «экономический империализм». Новую модель отличают многообразие и динамизм потребностей, главной из которых является потребность в свободе выражения, установления связей с другими людьми, свобода духовного самоопределения, свобода выбора типа культуры и общественно – политических взглядов. Это модель социально – индивидуального человека предполагает общество, основанное на демократии.

Первоначально, предметом исследования считалось материальное благополучие человека, но в дельнейшем представления о предмете экономической теории все больше начинают связываться с редкостью (ограниченностью) имеющихся в распоряжении людей ресурсов.

Действительно, все мы живем в мире ограниченных возможностей и редких ресурсов. За небольшим исключением, которым, скажем, является атмосферный воздух или солнечный свет, все, что окружает человека и чем он пользуется количественно и качественно ограничено. Ограничено количество пригодных для производства сельскохозяйственной продукции земель, доступных для извлечения и использования полезных ископаемых, запасов сырья, материалов и энергии. Редким ресурсом является время.

С точки зрения ограниченности, все ресурсы делятся на 2 группы:

- ресурсы, использование которых не требует никаких особых способов присвоения (имеют нулевую цену), называются неограниченными ресурсами или свободными благами. Примером свободных экономических ресурсов могут служить атмосферный воздух, солнечная энергия, энергия ветра и т.д.

- ресурсы, использование которых возможно только на основе определенного способа присвоения (за их использование необходимо платить), называются ограниченными ресурсами или экономическими благами.

Ограниченность экономических ресурсов носит ограниченный характер, заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех членов общества.

Благо – это средство для удовлетворения потребностей.

Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т.е. такие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ.

Экономическая теория – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление.

С точки зрения масштабов изучаемого объекта различают два уровня экономического анализа, которым соответствуют два раздела экономической теории — микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономика — такой раздел экономической науки, который предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей. Не случайно приставка «микро» означает «малый».

Макроэкономика — приставка «макро» означает «большой» — занимается изучением законов функционирования всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее так называемых агрегатов— домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора.

Несмотря на разницу в масштабах объекта исследования между микроэкономикой и макроэкономикой нет стены— некоторые проблемы, как, например, налогообложение входят в круг интересов обоих разделов экономической теории.

При исследовании экономических процессов и явлений вне зависимости от того, ведется ли анализ на микроэкономическом или макроэкономическом уровнях, различают позитивный и нормативный анализы, которые представляют, соответственно, позитивную и нормативную экономическую теорию. Разница между ними состоит в отсутствии или наличии оценочных суждений. Эта разница была четко сформулирована английским экономистом Джоном Невиллом Кейнсом (отцом Дж. М. Кейнса) в его книге «Предмет и метод политической экономии»: «позитивная наука...— совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть; нормативная или регулятивная наука...— совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть».

Позитивная экономическая теория, таким образом, имеет своей задачей объяснение следствий, вытекающих из реального изменения обстоятельств. Она отвечает, например, на вопрос: как изменится величина спроса на легковые автомобили определенной марки при повышении цены на них на 10%? Или: что будет с объемом инвестиций в рамках национальной экономики при темпе инфляции равном 15% в месяц? В отличие от позитивной экономической теории, отвечающей на вопрос «что будет, если...?» и постольку, с учетом оговорок, сделанных в предыдущем абзаце, претендующей на объективность, нормативная экономическая наука содержит четко выраженный оценочный компонент и пытается ответить на вопрос «что должно быть?». Приемлем ли для общества размер безработицы, сложившийся в настоящее время? Эти и многие другие проблемы, связанные с оценкой желательности или нежелательности тех или иных экономических явлений и действий, пытается решить нормативная экономическая теория.

Основными функциями экономической теории являются:

1. познавательная, состоит в анализе экономических процессов и явлений, формировании системы экономических законов и экономических категорий;

Экономические законы –объективно существующие, устойчивые, постоянно – действующие связи экономических процессов и явлений на различных ступенях развития экономики (закон спроса, закон предложения).

Экономическая категория – выражает конкретное экономическое отношение в абстрактном понятии (цена, прибыль, спрос, заработная плата).

2. методологическая, дающая теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках;

3. практическая, позволяющая сделать правильный выбор при проведении государственной политики;

4. прогностическая, делающая возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития.

Экономическая теория, как и любая наука, имеет свой специфический предмет исследования и использует разные приемы изучения, совокупность которых составляет ее метод.

Основными методами изучения экономических процессов, явлений являются:

1. Метод анализа и синтеза:

анализ – это такой метод познания, который предполагает разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формирования рыночного спроса путем исследования различных определяющих его факторов –цен, доходов потребителей.

синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое.

2. Метод индукции и дедукции:

индукция – метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему.

дедукция - метод познания, предполагающий умозаключение от общего к частному.

3. Метод аналогии – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные.

4. Метод исторического и логического.

исторический метод исследования представляется логическим методом, только облаченным в историческую форму (т. е. исследующим ло­гику развития предмета в форме конкретных исторических собы­тий);

логический метод — историческим, взятым в необходимос­ти (т. е. освобожденным от случайной исторической формы).

5. Метод научной абстракции (основной метод) - состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, временного, непостоянного.

Научные выводы и заключения, формулируемые на базе исследования моделей, получили название гипотез.

Гипотеза — это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обо­снованного предположения о возможных причинах или связях яв­лений и процессов. Гипотеза возникает тогда, когда появляются но­вые факторы, противоречащие старой теории.

Антиномия — это противо­речие, в котором тезис и антитезис имеют равную силу и в оди­наковой степени покоятся на одних и тех же основаниях. Фор­мулировка проблемы в форме антиномии позволяет отразить про­тиворечивое развитие как реального объекта, так и знаний о нем.

Апория — утверждение, противоречащее практическому опыту.

Проблема — это четко сформулированный вопрос или ком­плекс вопросов, возникших в процессе познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: