Управление в области экологической безопасности

Управление в области экологической безопасности включает в себя:

1. Разработку нормативно-правовой базы экологической безопасности;

2. Планирование мероприятий по повышению экологической безопасности;

3. Организацию неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных экологических ситуаций и стихийных бедствий;

4. Контроль за исполнением законодательства по экологической безопасности.

Рассмотрим последовательность действий органов управления РФ в чрезвычайной ситуации.

Президент РФ вводит при возникновении чрезвычайной ситуации (далее – ЧС) в соответствии со Ст.56, 58 Конституции РФ на территории страны или в ее отдельных местностях чрезвычайное положение, принимает решение о привлечении при необходимости ликвидации ЧС Вооруженных сил РФ, других воинских формирований.

Государственная Дума как законодательная власть осуществляет разработку законов, действующих на территории всей страны. Она утверждает федеральные целевые программы. Утверждены и реализуются межгосударственная программа совместных научных исследований государств - членов СНГ в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Республиканские, краевые и областные думы дополняют законодательство правилами и нормами, распространяющимися на территорию в пределах административного подчинения.

Федеральное собрание РФ (Совет Федерации) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области. Совет Федерации обеспечивает согласование общенациональных и региональных интересов. Он содействует функционированию и преемственности государственной власти. Полномочия Совета Федерации сводятся к следующему:

- обеспечение национальной безопасности и территориальной целостности РФ;

- решение вопросов, связанных с кадровыми назначениями;

- рассмотрение проектов федеральных законов, принимаемых Государственной Думой.

Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ и правительства субъектов Федерации. Они обеспечивают реализацию государственной политики в области экологической безопасности и государственных программ.

Правительство РФ занимает центральное место в структуре федеральных органов обеспечения экологической безопасности, которое как орган общей компетенции распространяет юрисдикцию на все отрасли государственного управления. В соответствии со статьей 114 Конституции РФ на федеральное Правительство возложены проведение в стране единой государственной политики в сфере экологии, экологической безопасности. На основании и во исполнение Конституции РФ (Ст.115), федеральных законов, и иных нормативных актов, указов Президента РФ по вопросам обеспечения экологической безопасности Правительство РФ издает соответствующие постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения федерального Правительства обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, всей системы органов исполнительной власти, а также иными государственными органами и должностными лицами, органами местного самоуправления. Учреждениями, организациями и предприятиями. Правительство РФ наделяет федеральные органы исполнительной власти межотраслевой компетенцией и закрепляет ее в издаваемых нормативных правовых актах.

Правительству РФ подотчетна деятельность министерств и ведомств. К федеральным органам исполнительной власти, в сферу полномочий которых входит управление экологической безопасностью, относятся Министерство природных ресурсов и экологии РФ (сокращенно Минприроды), Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (сокращенно МЧС); Министерство здравоохранения и социального развития РФ (сокращенно Минздравсоцразвития). Указанные министерства имеют региональные структуры.

Федеральным органом исполнительской власти, проводящим политику государства и осуществляющим управление в сфере изучения, использования, охраны природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности является Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Основными задачами Министерства природных ресурсов и экологии РФ в сфере обеспечения экологической безопасности являются: разработка и проведение государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечении экологической безопасности; разработка документации по государственному экологическому контролю; обеспечение экологической информацией населения; организация выполнения обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в международных организациях и участия в международных договорах.

Решения Министерства природных ресурсов и экологии РФ и его территориальных органов является обязательными для органов исполнительной власти, организаций и граждан. Региональные органы Министерства природных ресурсов и экологии РФ осуществляют контроль за устранением нарушений законодательства в этой области и наличием экологических экспертиз строящихся объектов.

Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий осуществляет Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). Созданы подведомственные МЧС территориальные органы. МЧС осуществляет работу по ликвидации ЧС и координирует деятельность других ведомств страны: службы экстренной помощи и службы ликвидационной помощи, службы экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений, службы медицинских катастроф, службы противопожарных и аварийно-спасательных работ, подразделений поисково-спасательных служб, соединения и воинские части химических и инженерных войск Вооруженных сил РФ, аварийно-спасательные служб министерств и ведомств.

Особое место в системе управления экологической безопасностью занимают специально уполномоченные органы государственного надзора. Они не находятся в подчинении руководства федеральных органов и проводят в подконтрольных организациях независимые экспертизы оборудования, технологических процессов и внедряемых проектов. Органы государственного надзора, имеющие право применять административные санкции к руководству организаций функционируют в основных отраслях экономики. Например, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) ведет учет всех радиологических объектов, имеющих ядерные реакторы, контролирует соблюдение норм и правил радиационной безопасности, информирует органы государственной власти и население об аварийно-опасных ситуациях и неблагоприятных изменениях радиационного фона.

Прокуратура РФ и Следственный комитет РФ делят полномочия по контролю исполнения законов органами исполнительной власти, управления и контроля, местными представительными органами, политическими и общественными объединениями. Они обязаны осуществлять функции координации правоохранительных органов в борьбе с преступностью, вести работу по профилактике нарушения законодательства, сохранение чистоты атмосферы, гидросферы и осуществлять надзор за исполнением международных обязательств России в решении проблем безопасного существования общества. В системе органов прокуратуры РФ действуют специализированные (транспортные, природоохранные и др.) и территориальные прокуратуры.

Для обеспечения экологической безопасности недостаточно усилий только федеральных органов власти – необходимы правовые решения территориальных органов, поскольку на территории субъектов РФ, особенно в крупных городах, наряду с опасными производствами федерального значения существует множество объектов городского подчинения, не попадающих под федеральное законодательство. Поэтому важное значение для обеспечения экологической безопасности территории имеет деятельность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Органы государственной власти субъектов РФ осуществляют подготовку и поддержание готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий. В компетенции органов власти субъектов РФ находятся вопросы обучения населения способам защиты и действиям в ЧС, принятие решений о проведении эвакуационных мероприятий, обеспечение их проведения, организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержание общественного порядка в ходе их проведения.

Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и поддержание готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий, обучают население способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, создают резервы финансовых и материальных ресурсов.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные компоненты системы экологической безопасности.

2. Что понимают под государственной экологической политикой?

3. Охарактеризуйте основные направления Государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и устойчивому развитию.

4. Каковы функции высших органов государственной власти РФ по обеспечению экологической безопасности?

5. Каковы основные направления деятельности Правительства РФ в области обеспечения экологической безопасности?

6. Назовите функции Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: