Эмоциональное содержание

Чем больше я работаю, тем чаще обращаюсь к опыту других режиссеров документального кино. Один из них оказал особенное влияние на формирование моих взглядов и образа мышления: Гампфри Дженнингз (Humphrey Jennings), режиссер классического английского документального кино, работавший в самом начале 40-х годов.
Его самый известный фильм "Слушайте Британию" ("Listen to Britain") стал настоящим учебником по изобразительным средствам документального кино. В фильме представлен портрет Британии времен Второй Мировой Войны. Особую мощь фильму придает эмоциональное содержание изобразительного ряда. Дженнингс и его коллега Стюарт МакАллистер отбирали только кадры, несущие помимо епосредственного прямолинейного значения эмоциональный и ьтурологический подтекст. Именно этот скрытый эффект придает фильму особую глубину. Вы можете убедиться в этом на примере эпизода, снятого на детской площадке:
1. Женщина средних лет в спальне рассматривает фотографию мужа в военной форме. Голоса поющих детей.
2. Выглянув из окна, женщина видит семилетних детей, танцующих в хороводе на школьной площадке.
3. Переход на крупный план: лица танцующих в парах детей.
4. Детская песня смешивается с шумом броневика (открытый бронированный автомобиль с вмонтированным рядом с водителем автоматом). Переход на броневик, с грохотом проносящийся по узеньким улочкам английской деревеньки.
5. После прохода броневика мы более отчетливо видим старинные соломенные крыши и домики в стиле Тюдор.
Эти образы можно трактовать по-разному, но учитывая задачу фильма, - поддержать моральный дух военной Британии - их смысл становится абсолютно ясен.
1. Женщина с фотографией солдата олицетворяет дорогих и близких, ушедших воевать за нас.
2. Дети олицетворяют наше будущее, которое надо защитить.
3. Броневик представляет непосредственную защиту британского образа жизни.
4. Деревня с домиками в стиле Тюдор и соломенными крышами является обобщенным образом всех культурных и исторических ценностей, которые надо отстоять от посягательств врага. Этот фон напоминает и о более ранней критической ситуации, когда Англия елизаветинской эпохи в одиночку противостояла испанцам и вышла победителем из этой войны. Параллель с Англией и Германией 1939 года вполне очевидна.
Эпизод длится около 40 секунд, но порождает множество эмоций и ткликов, которые продолжают накапливаться по ходу фильма.
При создании сценария стоит подумать о важности обращения к и воспоминаниям зрителя. Каждый эпизод кроме непосредственного значения может иметь эмоциональный подтекст, придающий фильму глубину. Я не имею в виду очевидные символы -, Американский флаг и так далее. Я говорю о сценах и эпизодах, которые основаны на культурной памяти и традициях: субботняя игра в бейсбол, рождественские покупки, школьный выпускной бал. Если правильно использовать такие сцены, они могут вызвать у зрителей наплыв воспоминаний и чувств, что очень поможет фильму.
Добиваясь "эмоционального отклика" аудитории, необходимо помнить об одном: сцена, имеющая конкретное эмоциональное содержание для зрителей в одной стране, может оказаться бессмысленной в другой. Работа Дженнингса произвела огромное впечатление на английскую аудиторию, но выглядела гораздо слабее в США. Несмотря на это, эмоциональный отклик все-таки сильное оружие в руках сценариста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: