Функции. Естественно, лучше работать с квалифицированной группой, в которой обязанности каждого участника точно определены

Естественно, лучше работать с квалифицированной группой, в которой обязанности каждого участника точно определены. Я стараюсь работать с людьми, которым могу вполне доверять, на постоянной основе, но это не всегда выполнимо. Если вам приходится сотрудничать с незнакомыми людьми, постарайтесь расспросить о них тех, кто имел опыт работы с ними. Выясните их профессиональные и человеческие качества. Могут ли они выполнять свою работу не только компетентно, но и творчески? Как они проявляются в стрессовых ситуациях? Каковы их достоинства и недостатки? Перед тем, как взять нового оператора, я смотрю его предыдущие работы и расспрашиваю о нем режиссеров, с которыми он работал. В любом случае, я всегда провожу с ним предварительную беседу, чтобы составить общее представление прежде, чем принять на себя какие-либо обязательства.
Наибольшее количество проблем у меня возникало при работе со штатными операторами телекомпаний. Иногда мне попадались отличные профессионалы, но время от времени я сталкивался с уставшими людьми, которые только и ждали отпуска или выхода на пенсию. Фильм всегда страдает от тех, кто не заинтересован в результате работы.
Функции остальных членов группы обычно вполне ясны.
Звукооператор следит за качеством звука при натурной съемке. Он должен профессионально разбираться в аппаратуре и микрофонах, иметь чуткий слух и чувство меры.
Ассистент оператора назначается главным оператором, поскольку они будут работать непосредственно друг с другом. Ассистент проверяет аппаратуру, оптику, фильтры, меняет батареи, поддерживает камеру в рабочем состоянии, комплектует и переносит аппаратуру. Как основной ассистент, он помогает фокусировать трудные сцены и расставляет свет на небольших съемочных площадках.
Главный осветитель следит за светом. Эта работа требует творческих и технических навыков. Хотя стиль освещения определяет оператор, В документалистике осветитель имеет большую свободу действии. Осветителю можно дать точные указания по установке света, но зачастую они получают неопределенную инструкцию, которая предполагает самостоятельное решение: "Основной свет оттуда, задняя подсветка - оттуда". Помимо профессионального знания стилей освещения, осветители должны иметь навыки обращения со всей осветительной аппаратурой, электрическими сетями. Достаточно ли электричества в небольшом домике? К каким последствиям может привести использование двадцати пяти киловатт в концертном зале?
Я всегда консультируюсь с оператором по поводу осветителя. Они будут тесно работать друг с другом, а знание осветителем метода работы и стиля оператора будет только способствовать удачной работе.
Рабочий-постановщик является мускульной силой группы, он помогает делать всю тяжелую физическую работу. Рабочие переносят аппаратуру, помогают установить свет, водят машину. Они выполняют разные поручения и могут проявляться в разных качествах. В небольших проектах функции рабочего может выполнять ассистент оператора, в больших проектах это отдельная должность.
На небольших проектах можно обойтись без директора, взяв его обязанности на себя. Но если выполнение директорских функций требует больших усилий, позволяет смета и дополнительный участник группы не помешает съемкам, я беру директора. Директор является главным управляющим съемочного процесса. Вместе с режиссером он составляет съемочный график и определяет потенциальные проблемы. Директор руководит всеми подготовительными работами, решает вопросы командировок, гостиниц и питания, следит за денежными тратами. Одна из задач директора - предусмотреть возможные сложности и разрешать их в аварийном порядке по мере возникновения. Директор начинает действовать, когда ломается камера, нет подходящего транспорта, невозможно договориться с чиновниками или кончилась пленка.
В данном случае нам необходим разумный, организованный и решительный человек действия. Такие супермены существуют и ценятся на вес золота.
Наиболее важной является работа оператора, которая станет Решающей для успеха фильма. Вместе с режиссером он ставит кадр, °свещение, движение камеры. Помимо творческого видения, оператор Должен обладать мгновенной реакцией и достаточной физической силой Для работы с тяжелой камерой при необходимости длительной съемки с
рук.
В последние годы работа над фильмами часто доверяется "режиссеру-оператору". Отдавая должное этим фильмам, надо сказать, что многие выдающиеся картины были созданы таким бифункциональным человеком. Но является ли совмещение режиссера и оператора в одном лице хорошей стратегией? В некоторых проектах это не только имеет смысл, но является единственной возможностью сделать хороший фильм, особенно при съемках киноправды или обзорных фильмов. При работе над "Продавцом" ("Salesperson") Ал Майслс (Al Maysles) выполнял роль оператора и режиссера, как и Джон Елее в фильме о семье да Болт, живущей в Калифорнии. Однако я предпочитаю, чтобы эти две функции выполнялись разными людьми. Когда оператор смотрит в объектив, он не может полностью контролировать все нюансы ситуации. Режиссер не до такой степени задействован в процессе и может следить за ситуацией в полном объеме, не отвлекаясь на детали. Режиссер имеет возможность более внимательно контролировать разговор и определять, как он может отразиться на действии фильма.
Я не верю в существование идеального оператора, но считаю, что можно найти идеального человека на отдельно взятый фильм. Оператор, который на сто процентов подойдет на фильм А может оказаться разрушителем фильма Б. Все упирается в стиль и конкретную ситуацию. Несколько лет назад я снял фильм об искусстве и художниках. Времени для съемок было вполне достаточно, весь процесс легко контролировался. Нам был необходим опытный оператор, так как постановка света играла решающую роль. Я пригласил своего друга Роберта. Боб умел при наличии времени талантливо создать композицию, помимо этого он был художником по свету. Именно то, что мне нужно. Шесть месяцев спустя я снимал фильм о спорте, и Боб оказался наименее приемлемой кандидатурой. Для этого фильма мне требовался быстрый и решительный человек с опытом работы в новостях, который мог выбирать кадры без моей помощи. Несмотря на то, что Боб был превосходным оператором, он не имел навыка и характера, необходимого для такой картины.
Отношения "режиссер - оператор" можно назвать товариществом. Они вместе определяют стиль фильма, а с началом съемочного периода становятся практически неразлучны. Иногда их мнения могут оказаться противоположными (мы поговорим об этом подробнее далее), но чем лучше они понимают друг друга, тем лучше результат.
Имеет смысл познакомить оператора со съемочной площадкой Д° начала съемок. Он сможет точно определить проблемы съемки, дать совет в отношении необходимого освещения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: