Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 года закрепила основополагающий принцип социального обеспечения - право каждого члена общества на социальное обеспечение, а также на поддержание необходимых условий для достоинства и свободного развития личности в экономических, социальных и культурных областях. Иным международным документом, закрепляющим права граждан на социальное обеспечение, является Пакт "Об экономических, социальных и культурных правах" 1966 года. Следуя указанным международным документам, Конституция РФ 1993 года закрепила основополагающий принцип социального обеспечения на территории Российской Федерации. Социальное обеспечение является многогранным и многоаспектным понятием.
Организационно-правовыми формами социального обеспечения являются:
- система социального страхования;
- система пенсионного обеспечения;
- система выплаты пособий и компенсаций;
- система социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и безработных граждан.
|
|
Правовые отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 16 июля 1999 г. "Об основах обязательного социального страхования". Данный Закон определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В соответствии со ст. 1 Закона обязательное социальное страхование - это часть государственной системы защиты населения. Отличительной чертой данной системы является страхование граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Кроме того, обязательное социальное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а также иных категорий лиц вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
|
|
Законодатель также предполагает обязательное социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан при условии уплаты ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование. В данном случае социальное страхование осуществляется за счет негосударственных средств. Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется специальными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" основными принципами его осуществления являются:
1) автономность и устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. Устойчивость обеспечивается на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов. Так, например, в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и иных установленных законом расходов Правительство Российской Федерации при разработке проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования;
2) всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
3) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
4) государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
5) паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
6) обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
7) ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
8) обеспечение надзора и общественного контроля за проведением обязательного социального страхования.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" выделяются семь самостоятельных социальных страховых рисков. Социальный страховой риск - это предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления, которого осуществляется обязательное социальное страхование. Общей чертой страховых риской является их независимость от субъектов правоотношений по обязательному социальному страхованию и негативность (не благоприятность) для застрахованного лица, выражающаяся в ухудшении материального либо социального положения.
Итак, видами социальных страховых рисков являются:
- необходимость получения медицинской помощи,
- временная нетрудоспособность,
- трудовое увечье и профессиональное заболевание,
- материнство,
- инвалидность,
- наступление старости,
- потеря кормильца,
- признание безработным,
- смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Реализация социального страхового риска (страховой случай) влечет за собой необходимость выплаты страхового обеспечения. Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" страховой случай - это событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях - также обязанность страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
|
|
Документально подтвержденное наступление страхового случая влечет необходимость выплаты застрахованному лицу определенного вида страхового обеспечения При этом каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Согласно ст. 3 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" обеспечение по обязательному социальному страхованию (страховое обеспечение) - это исполнение страховщиком, а в отдельных случаях также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения.
В рамках ст. 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" законодателем выделяются следующие виды страхового обеспечения:
1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
2) пенсия по старости;
3) пенсия по инвалидности;
4) пенсия по случаю потери кормильца;
5) пособие по временной нетрудоспособности;
6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
7) пособие по беременности и родам;
8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора (1,5) лет;
9) пособие по безработице;
10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
11) единовременное пособие при рождении ребенка;
12) пособие на санаторно-курортное лечение;
13) социальное пособие на погребение;
14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
|
|
Участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы и организации, уполномоченные в области конкретного вида обязательного социального страхования. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области обязательного социального страхования относится установление правовых основ, видов обязательного социального страхования круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, конкретных условий назначения и размеров страхового обеспечения, ответственности субъектов обязательного социального страхования, а также управление системой обязательного социального страхования. В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" любая посредническая деятельность, т. е. платное оказание услуг, в области обязательного социального страхования не допускается.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают, а права и обязанности их субъектов вступают в силу в следующем порядке:
1) у страхователя-работодателя - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;
2) у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком. При этом регистрация страхователя в исполнительных органах страховщика является обязательной;
3) у страховщика - с момента регистрации страхователя;
4) у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;
5) у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами. Обязательное социальное страхование финансируется за счет специальных целевых денежных средств. Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства бюджетов всех уровней, штрафные санкции и пеня, доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования, иные поступления, "не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Все споры между субъектами отношений по обязательному социальному страхованию подлежат разрешению либо в судебном, либо в административном порядке.