При проведении исследования были выполнены следующие задачи:
- дана современная трактовка целей и принципов функции стимулирования в менеджменте;
- охарактеризованы теории стимулирования человеческой деятельности;
- проведен анализ отечественного и зарубежного опыта применения функции стимулирования в менеджменте;
- проанализирована система стимулирования и мотивации труда на предприятии.
Стимулирование труда является одним из методов экономической мотивации. Выделяют две формы стимулирования труда: материальное и нематериальное стимулирование.
Материальное стимулирование труда - совокупность форм и методов обеспечения и повышения материальной заинтересованности работников в достижении определенных индивидуальных и коллективных результатов. Различают денежное и не денежное материальное стимулирование. Материальное денежное стимулирование - материальное стимулирование, регулирующее поведение людей на основе использования различных видов денежных поощрений и санкций.
|
|
Материальное денежное стимулирование проявляется в следующих формах: заработная плата, бонусы, участие в акционерном капитале, участие в прибыли, дополнительные выплаты.
Материальное не денежное стимулирование - это материальное стимулирование работников, основанное на использовании тех благ, которые являются дефицитными или не могут приобретаться за деньги. Оно включает в себя: льготное кредитование, стипендиальные программы и обучение в организации, медицинское обслуживание и страхование, программы жилищного строительства, программы, связанные с воспитанием и обучением детей. Нематериальное стимулирование труда включает в себя:
- моральное стимулирование (вручение наград, грамот, вымпелов, размещение фотографий на досках почета, публичные поощрения);
- стимулирование свободным временем;
- организационное стимулирование (наличие творческих элементов в труде, возможность участия в управлении, продвижение по службе, творческие командировки).
Что касается мотивации и стимулирования персонала туристической фирмы, то главная роль здесь отводится работе менеджера, который должен:
Для отождествления интересов работника и предпринимателя применяются три эффективные системы, призванные стимулировать наемного работника:
1. тарифная система (отношения специалист - работодатель);
2. контрактная (результирующая) система (отношения исполнитель - менеджер)
3. система участия в прибылях (отношения член организации - собственник)
В целях оценки качества труда работника руководителем предприятия проводится периодическая аттестация работника. Результаты данной аттестации, а также сложность выполняемых работником функций учитываются при определении размера оклада данного работника. Для стимулирования труда инновационных групп используют обещание большего вознаграждения в будущем (например, пост главы нового предприятия с соответствующим окладом или доля участия в прибылях).
|
|
Стимулирование труда директората решается тремя путями:
-- во-первых, поставить вознаграждение управляющего в зависимость от результатов его деятельности;
-- во-вторых, наладить непрямой дисциплинарный контроль;
в-третьих, практиковать прямой контроль собственников - постоянное слежение за функционированием компании, жесткую кадровую политику.