Используйте синтоптическое чтение для познания жизни


Преподаватель в аспирантуре дал нашей группе задание собрать информацию по предмету управления человеческими возможностями. "Прочтите все книги по этой теме, которые найдёте и напишите о прочитанном доклад объёмом в десять – двадцать листов."

Я нашёл двенадцать книг. При помощи техники фоточтения, мне удалось прочесть все книги и заполнить карту памяти за один вечер. Я переписал информацию из карты памяти на бумагу и сдал доклад на проверку.

Получив работу обратно, я обнаружил в ней всего две пометки: "100%" и "Отлично!" Ни разу за весь период обучения задание не давалось мне так легко.


Моя коллега Патрисия Денилсон, чей вклад в развитие фоточтения позволил мне называть её соразработчиком, обогатила этот метод при помощи упражнения "синтоптического чтения". Она протестировала его в Европе, и результаты были феноменальные.

Синтоптическое чтение обогащает технику фоточтения. Для того, чтобы читать по этой методике, Вам необходимо собрать воедино все полученные навыки и перейти на следующий уровень мастерства.

Представьте, что Вы прочитываете три-пять книг по определённой теме всего за один вечер. Вы действительно способны на это, применяя базовые шаги синтоптического чтения, которые описаны в данной главе.

Как это работает

Представим, что Вас заинтересовал определённый вопрос, и Вы нашли книгу, которую очень хотели бы прочитать. При помощи фоточтения, добавив ещё пару книг


Фоточтение как система целостного мышления 110

по этой теме, Вы изучите одну книгу гораздо лучше. Но есть ещё одна потрясающая новость: чтение четырёх книг по нашей системе займёт намного меньше времени, чем чтение одной привычным методом.

Отнеситесь к чтению как к способу познания жизни. По мере прохождения этого пути, мы сталкиваемся с различными мнениями по каждому вопросу. У образованного читателя такое расхождение во мнениях порождает напряженность, которая приводит его к следующему уровню принятия решения. Синтоптическое чтение формирует новую точку зрения и более простой путь синтеза существующих мнений.

Люди, которые читают хорошо, рассматривают тему с различных сторон и приходят к собственному мнению. Синтоптическое чтение гарантирует, что большинство Ваших идей базируется на собственном мнении. Это происходит путём рассмотрения всех имеющихся мнений и выбора или формирования из них единственно правильной для Вас точки зрения. Правда приходит из аргументации, обобщения знаний и сопоставления с опытом — то есть не только из последней прочитанной книги. Зачастую приходится прочитать несколько книг на определённую тему, чтобы приобрести более чёткое понимание.

Опыт одной студентки, обучающейся фоточтению, показал, как просто удалось ей понять преимущество прочтения нескольких книг по одному предмету. Спустя 25 лет после окончания школы, она вернулась к обучению, чтобы получить диплом колледжа в местном сообществе. Накануне написания экзаменационного эссе по истории, она прочла семь книг по этому предмету методом фоточтения.

Она просто сияла, рассказывая, как слова потоком лились из её сознания во время экзамена. Никогда раньше она не чувствовала себя так расслабленно и уверенно во время написания эссе, и она с гордостью добавила: "Я получила "5"!" Она самостоятельно перешла от техники простого фоточтения к синтоптическому чтению.

Техника синтоптического чтения была впервые описана пятьдесят лет назад в книге Мортимера Эдлера и Чарльза Ван Дорена "Как прочесть книгу" [19]. Эдлер рассматривал приобретение мыслительных способностей, используемых при синтоптическом чтении, как основную цель хорошо начитанного человека. Мы добавили навыки фоточтения к синтоптическому чтению для того, чтобы можно было синтезировать идеи наиболее эффективно.

Один мой одногрупник обучался на получение докторской степени. Написание письменных работ всегда было для него огромной проблемой, отнимающей массу времени. Ему приходилось прочитывать по несколько


Синтоптическое чтение для познания жизни 111

книг, отфильтровывать нужную информацию, обобщать собственные идеи и после этого писать работу. После изучения техники синтоптического чтения, он применил полученные знания при написании работ. Он позвонил мне несколько месяцев спустя. "Это просто невероятно!" – воскликнул он. "Словами не описать, насколько фоточтение облегчило мне жизнь. Я могу закончить работу за один вечер, тогда как раньше мне пришлось бы потратить на неё два или три дня".

Как такое может быть? Всё это изложено в базовых шагах по синтоптическому чтению:

1. Определите цель

Самый первый шаг при синтоптическом чтении – определить значимую для Вас цель.

Основополагающий принцип – ставить понятные конкретные цели. Предположим, Ваша задача – изучить стратегии управления денежными операциями. В этом случае эффективная целевая установка может выглядеть следующим образом:

• Я хочу изучить эффективные методы накопления и инвестирования денег, чтобы я мог обрести финансовую независимость.

Это утверждение понятно, оно определяет цель персонально. Это способствует более долгому запоминанию. Обратите внимание, насколько больше в нём жизненной энергии, чем в общем утверждении "Я хочу узнать подробнее о финансовом планировании".

2. Составьте библиографический список

Следующий шаг состоит в составлении библиографического списка – перечня книг, которые Вы намерены прочитать. Сначала пролистайте книги для того, чтобы понять соответствуют ли они Вашей цели. Для этого упражнения подберите научные книги различных авторов на тему, которую желаете изучить.

3. При помощи фоточтения изучите все материалы за день до начала работы

Мозгу требуется инкубационный период для того, чтобы создать новые соединения. Прочтите выбранные книги методом фоточтения за день до того, как вы планируете применить эти знания. Отличие фоточтения состоит в том, что при его использовании мозг способен обрабатывать идеи с очень высокой скоростью. Во время сна, Ваш мозг находит способы распределить информацию, поступившую во время фоточтения.


Дополнительно: Прочтите все 10 шагов


Фоточтение как система целостного мышления


112


(Напишите по краям слова, характеризующие основные темы и концепции. Используйте при этом собственные выражения.)


Синтоптическое чтение для познания жизни 113

4. Создайте большую карту памяти

Достаньте свои книги, большой лист бумаги и цветные фломастеры для составления карты памяти. Добавляйте пометки в карту памяти по мере прохождения остальных шагов. Посмотрите на пример схемы, которая показывает, как должна быть организована карта памяти. Ваша начальная целевая установка занимает значительное место в середине листа. По желанию, можете оставить достаточно места, если собираетесь пересмотреть цель. Целевая установка в середине листа будет напоминать Вам, что карта памяти строится на основании главной цели, а не на материале книг. Используйте её для того, чтобы собрать всю соответствующую целям информацию из книг. Содержание каждой конкретной книги имеет меньшее значение, чем Ваша основная цель.

5. Найдите нужные фрагменты текста

Прочтите методом суперчтения все книги, отмечая фрагменты, соответствующие Вашей цели. На данном этапе она преобладает над целями, поставленными авторами книг. Причина использования Вашей цели в качестве основополагающего направления состоит в том, чтобы отбросить на второй план другие неясные отрывки текста. Продолжайте заносить в карту памяти все найденные фрагменты.

Отбросьте желание прочитать как можно больше деталей по теме. Старайтесь лишь слегка вникать в текст книг, ограничьте степень вникания даже в нужные отрывки. Во время выполнения данного шага, Вы можете обнаружить, что основная целевая установка будет дополнена, когда суть изучаемой темы станет для Вас немного яснее.

Воспринимайте всё как обсуждение с авторами этих книг. Представьте, что они сидят вокруг Вас. Задайте вопрос и позвольте им на него ответить. Задача – не понять сами книги, а осознать Вашу цель.

6. Сделайте вывод собственными словами

Если вы вернётесь на шаг назад и взглянете на карту памяти, то заметите на ней список важных понятий. Кратко подытожьте Ваши мысли по данной теме.

Это поможет создать собственную нейтральную, не-жаргонизированную терминологию.


Фоточтение как система целостного мышления 114

Различные авторы могут использовать неодинаковые слова для обозначения одних и тех же вещей. Создание базы нейтральных терминов развивает ассоциации и способствует формированию собственной концепции.

7. Определите тематику

Изучите Вашу карту памяти и книги, определите все сходства и различия в точках зрения авторов. Когда Вы достигните этого уровня, то начнёте понимать центральные мысли, которые большинство авторов пытались донести до читателей. Сделайте соответствующие заметки.

8. Определите спорные вопросы

Когда авторы противопоставляют свои точки зрения, то эти различия характеризуют конкуренцию или спорные вопросы. Раскройте различные точки зрения, и Вы повысите знания по данному предмету.

На данном этапе Вы читаете методом суперчтения и погружаетесь в книгу, чтобы определить ключевые моменты, связанные с подобными спорными вопросами. Рассматривайте себя как репортёра, ведущего расследование в комнате с этими авторами. Задайте каждому из них центральные вопросы.

Быстро переходите от одной книги к другой, временами отвечая на вопросы. Как только получите ответ в одной книге, сразу же начинайте пролистывать следующую.

9. Сформулируйте собственную точку зрения

Как только Вы рассмотрите спорные вопросы и изучите различные точки зрения, то автоматически начнёте синтезировать собственное видение проблемы. Рассмотрите все стороны, но не принимайте ни одну из них сразу. Постарайтесь намеренно остаться объективным и избежать принятия одного из мнений в процессе анализирования текстов.

После того, как Вы соберёте достаточно информации, создайте собственную позицию. Сформулируйте собственное мнение, основанное на проведённом исследовании.

10. Дополнительно

После того, как сформулировано Ваше мнение по изучаемому вопросу, необходимо сопроводить его аргументами, основанными на информации, почерпнутой из книг.


Синтоптическое чтение для познания жизни 115

Распределите ключевые вопросы таким образом, чтобы основная тема была наиболее понятна. Формулируйте аргументы в поддержку Вашей позиции как можно точнее. Для того, чтобы они были наиболее правдоподобны, Вы должны быть готовы подтвердить их цитатами. Поэтому лучше сопровождать утверждения настоящими отрывками из текста, указывая при этом номер страницы. Перед написанием доклада создайте новую карту памяти, основанную на Вашем собственном мнении. Это помогает сэкономить время и чётко сформулировать идеи.


Большинство бизнесменов и студентов осуществляют свои идеи после завершения предыдущего шага. Это допустимо, если им достаточно продолжать работу с собственным мнением. Но для человека, пишущего работу на соискание учёной степени или составляющего подробный бизнес-отчёт, этот дополнительный шаг просто необходим.

Сколько времени Вы рассчитываете потратить на обучение синтоптическому чтению? Мы думаем, для активации Вам понадобится всего два занятия по 45 минут. Это всё. Еще 10 – 15 минут потребуется на предпросмотр и фоточтение каждой книги. После окончания занятия, большинство обучающихся достигают 80 – 90 % того, что планировали.

При синтоптическом прочтении от 3 до 5 книг, Вам может понадобиться ещё один эффективный курс для того, чтобы усвоить изучаемую тему более конкретно. Если Вы заинтересованы, завершите изучение этих книг, используя начальные шаги курса фоточтения – системы целостного мышления. Возможно, быстрое чтение окажется достаточным для того, чтобы собрать недостающую информацию. В зависимости от тематики изучаемого материала, Вам может потребоваться от двадцати минут до четырёх часов.

Совокупные возможности синтоптического чтения

Библиографический список, который Вы можете видеть в этой книге, является перечнем источников, которые я использовал при синтоптическом чтении. Аналогично, курс по фоточтению – это способ изучить труды большого количества авторов и исследователей. Многие авторы, приведённые здесь, также ссылаются на другие источники. Их число варьируется от пятидесяти до ста различных книг и журналов.

Каждый раз, когда Вы читаете при помощи техники синтоптического чтения, то имеете в наличии скопление умственной энергии сотен мыслителей в совокупности с тысячами часов труда и опыта, которые сопровождают Вас


Фоточтение как система целостного мышления 116

в достижении цели. Как только Вы почувствуете это, то сразу осознаете всю мощь синтоптического чтения. Поскольку Вы подбираете уникальную комбинацию авторов, то можете столкнуться с совершенно новой точкой зрения, не выраженной ни кем ранее.

Потрясающий пример привела Патрисия Денилсон. Она описала случай, приключившийся с одним из её студентов. Один брюссельский врач использовал метод синтоптического чтения при изучении материалов по гомеопатии. Ежеквартально европейские специалисты по гомеопатии собираются для того, чтобы поделиться своими знаниями в этой области. При подготовке презентации он с помощью техники синтоптического чтения изучил основные книги по гомеопатии и составил карты памяти. Когда доктор взглянул на эти карты, они показались ему бессмысленными. Он отложил их в папку до лучших времён.

Два месяца спустя, он вытащил карты памяти и разложил на полу. Невероятно, но каждая из них была ему абсолютно понятна. Новые идеи, пришедшие ему в голову, оказались революционными. Он быстро написал свой доклад, и через несколько недель представил его на ежеквартальном собрании.

Доктора, присутствовавшие на той встрече, были поражены тем пониманием вопроса, которое показал этот человек. Один врач сказал, что ни разу за двадцать лет работы не делал выводов, представленных в данной презентации. Когда он спросил, каким образом этому человеку удалось сделать такой скачок в своих умозаключениях, тот рассказал о фоточтении и синтоптическом чтении. На следующем семинаре по фоточтению в Брюсселе присутствовало семеро докторов, участвовавших в том собрании.

Визуализируйте процесс

Выберете момент для того, чтобы быстро включить в процесс синтоптического чтения визуализацию. Подумайте о теме, которую желали бы изучить. Какой цели Вы бы хотели достичь? Включите воображение, когда идёте в библиотеку и выбираете набор книг по нужной теме. Быстро просмотрите их, оставив три-пять, чтобы забрать домой. Именно эти книги, как Вы чувствуете, помогут достичь цели.

Включите воображение вечером во время предпросмотра и фоточтения этих книг. На следующий день Вы проснётесь готовыми к работе как никогда. Вы составляете огромную карту памяти, формулируя чёткую целевую установку и записывая её в центре карты.


Синтоптическое чтение для познания жизни 117

При помощи суперчтения изучите книги, выбирая нужные фрагменты и отмечая их в карте памяти. Когда находите интересующие Вас отрывки, составляйте список собственных терминов по краям карты для того, чтобы подытожить найденный материал. Изучите необходимые темы. Внесите их в карту памяти, сопровождая заметками с собственным мнением, которое объясняло бы разногласия авторов. Помните, Ваша задача – не разгадать книги. Ваша задача – достичь главной цели.

Почувствуйте совокупную силу всей этой информации. Как-будто все авторы находятся рядом и обсуждают Вашу цель. Включайте воображение, когда находите ценное понимание вопроса. Как только Вы подключите визуализацию, ощутите всю мощь синтоптического чтения.

Один человек развил феноменальные способности собственными усилиями. Он покинул школу в десятом классе и никогда не оглядывался назад. За все свои пятьдесят лет жизни он прочёл не более трёх книг. После изучения курса по фоточтению это человек заявил: "Просто потрясающе. За последние две недели я прочёл массу книг, и мне это нравится. Курс по фоточтению стал одним из самых приятных явлений в моей жизни". Многие годы он считал себя человеком, неспособным учиться. фоточтение же показало, что это не так.

Один священник методом фоточтения прочёл отрывок из Библии перед сном. Ему приснилась эта библейская история и то, каким образом она соотносилась с проблемой одного из прихожан. Позже священник был способен применить своё понимание, давая рекомендации прихожанину.

Несколько человек с плохим зрением после применения техники фоточтения заметили, что зрение перестало ухудшаться. После года регулярного фоточтения, ежегодный анализ не показал обычных ухудшений. Таким образом, им были выписаны очки с более слабым усилением. В каждом случае оптик говорил, что такие изменения встречаются крайне редко.

Одна 17-ти летняя школьница не любила читать. Теперь она читает больше, чем когда-либо. "Это изменило мою жизнь".

Одного опытного бухгалтера попросили поработать в бизнес-коллегии, где обсуждались способы повышения рискового капитала. В её насыщенном расписании был всего один свободный вечер для подготовки. Она выбрала несколько книг для фоточтения и активации. Бухгалтер чувствовала себя настолько хорошо подготовленной, как если бы провела несколько дней за чтением и письмом. Она кратко представила информацию, и её восприняли хорошо.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: