Лекция № 5
ЯЗЫК СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ)
Произведения публицистического стиля чаще всего доходят до адресата через средства массовой информации (СМИ), к которым относятся телевидение, радио, печатные (газеты, журналы) и электронные (Интернет) издания. Главной задачей СМИ является передача информации адресату.
ФУНКЦИИ СМИ
В зависимости от типа информации выделяют пять функций СМИ:
1. собственно информационная (сообщаются новости, актуальная информация);
2. комментарийно-оценочная (новости истолковываются, им даётся оценка);
3. познавательно-просветительская (сообщается информация культурного, научного плана);
4. функция воздействия (излагается информация, способная повлиять на взгляды и поведение людей, например рекламная акция, предвыборная кампания);
5. развлекательная (задача журналиста – доставить адресату чувство удовольствия).
Различные СМИ обладают разными возможностями: телевидение – это звучащее слово, сопровождаемое движущимся изображением, газета – это слово напечатанное, иллюстрируемое фотографиями и рисунками. Однако между различными видами СМИ есть и черты сходства:
|
|
· работа всех СМИ связана со словом: только слово позволяет полноценно передать информацию;
· все СМИ функционируют дистанционно: зрители, слушатели, читатели не вступают а непосредственный контакт с журналистом, а читают газеты, слушают радио, смотрят телевизор – существует «передаточное» звено между автором и адресатом;
· адресат СМИ является массовым: это не один человек, а определённые социальные группы (объединяющим началом которых служит возраст, профессия, социальный статус, культурные уровень и т.д.);
· автор СМИ часто выражает не свою личную, а коллективную точку зрения (газеты, телеканала и т.д.).
ЖАНРЫ ТЕКСТОВ СМИ И ИХ ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
1. Информационные жанры (сообщение, заметка, корреспонденция, отчёт и др.): в этих текстах излагается информация, различаются они объёмом;
2. информационно-публицистические жанры (репортаж, интервью, журналистское расследование, обзор и др.): в них помимо объективной информации содержится субъективная (авторская) оценка;
3. публицистические жанры (комментарий, прогноз, рецензия, версия и др.): в этих жанрах оценка события является более важной, чем описание самого события;
4. художественно-публицистические жанры (статья, очерк, фельетон, памфлет и др.): в этих текстах используются различные приёмы изобразительности, создания художественного текста;
5. рекламные жанры (объявление, рекламное интервью, статья и др.);
6. художественные жанры (рассказ, зарисовка и др.);
7. разговорные жанры (переписка с читателями, прямая линия и др.);
8. официально-деловые жанры (закон, официальное сообщение, постановление и др.);
9. развлекательные жанры (игра, гороскоп, кроссворд, анекдот и т.д.).