Жанры текстов СМИ и их языковые особенности

Лекция № 5

ЯЗЫК СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ)

Произведения публицистического стиля чаще всего доходят до адресата через средства массовой информации (СМИ), к которым относятся телевидение, радио, печатные (газеты, журналы) и электронные (Интернет) издания. Главной задачей СМИ является передача информации адресату.

ФУНКЦИИ СМИ

В зависимости от типа информации выделяют пять функций СМИ:

1. собственно информационная (сообщаются новости, актуальная информация);

2. комментарийно-оценочная (новости истолковываются, им даётся оценка);

3. познавательно-просветительская (сообщается информация культурного, научного плана);

4. функция воздействия (излагается информация, способная повлиять на взгляды и поведение людей, например рекламная акция, предвыборная кампания);

5. развлекательная (задача журналиста – доставить адресату чувство удовольствия).

Различные СМИ обладают разными возможностями: телевидение – это звучащее слово, сопровождаемое движущимся изображением, газета – это слово напечатанное, иллюстрируемое фотографиями и рисунками. Однако между различными видами СМИ есть и черты сходства:

· работа всех СМИ связана со словом: только слово позволяет полноценно передать информацию;

· все СМИ функционируют дистанционно: зрители, слушатели, читатели не вступают а непосредственный контакт с журналистом, а читают газеты, слушают радио, смотрят телевизор – существует «передаточное» звено между автором и адресатом;

· адресат СМИ является массовым: это не один человек, а определённые социальные группы (объединяющим началом которых служит возраст, профессия, социальный статус, культурные уровень и т.д.);

· автор СМИ часто выражает не свою личную, а коллективную точку зрения (газеты, телеканала и т.д.).

ЖАНРЫ ТЕКСТОВ СМИ И ИХ ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

1. Информационные жанры (сообщение, заметка, корреспонденция, отчёт и др.): в этих текстах излагается информация, различаются они объёмом;

2. информационно-публицистические жанры (репортаж, интервью, журналистское расследование, обзор и др.): в них помимо объективной информации содержится субъективная (авторская) оценка;

3. публицистические жанры (комментарий, прогноз, рецензия, версия и др.): в этих жанрах оценка события является более важной, чем описание самого события;

4. художественно-публицистические жанры (статья, очерк, фельетон, памфлет и др.): в этих текстах используются различные приёмы изобразительности, создания художественного текста;

5. рекламные жанры (объявление, рекламное интервью, статья и др.);

6. художественные жанры (рассказ, зарисовка и др.);

7. разговорные жанры (переписка с читателями, прямая линия и др.);

8. официально-деловые жанры (закон, официальное сообщение, постановление и др.);

9. развлекательные жанры (игра, гороскоп, кроссворд, анекдот и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: