Сфера атрибутивных свойств | Сфера ситуативных оснований |
1 — величина предметов | 6 — свойство — действие |
2 — части предмета | 7 — употребление |
3 — форма, материал | 8 — местонахождение (время) |
4 — цвет | 9 — общение, игра |
^ — имя предмета или | |
L класса предмета | |
Категориа | льная сфера |
[0 — имя "категориальное" |
Интерпретация результатов: Для вывода необходимо учитывать два параметра: чем выше уровень обобщения, тем больше разброс векторов по секторам и длиннее сами векторы. Так, при высоком уровне обобщения вектора большей частью находятся в "категориальной" сфере и длина их максимальна.
Методика "Четвертый лишний"
Ребенку зачитывается четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".
— книга, портфель, чемодан, кошелек;
— печка, керосинка, свеча, электроплитка;
— трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
— лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
— река, мост, озеро, море;
— бабочка, линейка, карандаш, ластик;
— добрый, ласковый, веселый, злой;
— дедушка, учитель, папа, мама;
— минута, секунда, час, вечер;
— Василий, Федор, Иванов, Семен.
("Лишние" слова выделены курсивом.)
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный — 0 баллов.
10-8 баллов — высокий уровень развития обобщения;
7-5 баллов — средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;
4 и менее баллов — способность к обобщению развита слабо.
Результаты исследования заносятся в протокол.
66
Протокол
Ф.И. ребенка Возраст
Дата_
Класс
Школа №
Кол-во набранных баллов Заключение
'У9
с^уиагностика развития речи
Инструкция: "Расставь точки".
ПЛОХОЙ СТОРОЖ
У ОДНОЙ ХОЗЯЙКИ МЫШИ ПОЕЛИ В ПОГРЕБЕ САЛО ТОГДА ОНА ЗАПЕРЛА В ПОГРЕБЕ КОШКУ А КОШКА ПОЕЛА И САЛО, И МЯСО, И МОЛОКО
Анализ результатов: Фиксируется скорость нахождения и продуктивность ассоциаций.
Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое)