Что скрывается под внешностью

Какими бы счастливыми мы ни казались другим и даже самим себе, в глубине нашего сердца таится некое смутное ощущение, что в нас есть что-то неправильное и ужасающе порочное. Мы переживаем, попадая в затруднительное положение, мы стараемся выглядеть как ни в чем не бывало, когда нас критикуют, мы сердимся, если наша вторая половина нас не понимает, мы осознаем, что, касаясь сложных проблем, с которыми не можем справиться, уклоняемся от их решения и, наоборот, стараемся больше говорить о том, что выставляет нас в выгодном свете.

Достаточно даже мельком взглянуть на нашу жизнь изнутри, а не снаружи, и мы увидим, что в нас живет не только любовь к Богу и ближнему. Требуется всего лишь мгновение, чтобы, честно проанализировав состояние своего сердца, убедиться в этом. И как бы ни велики были перемены в нашей душе, впереди простирается долгий путь. Почти все мы знаем о себе такое, о чем никто другой даже не догадывается: наши мысли, фантазии, тайные желания, поступки, которых мы стыдимся. Мы понимаем, что наша жизнь не такая, какой должна быть, что с ней не все в порядке.

С тех пор как Бог изгнал Адама и Еву из Эдемского сада, мы живем в неестественной для нас среде, в мире, для которого не были созданы. Господь сотворил нас, чтобы мы могли наслаждаться жизнью в прекрасном саду без сорняков и терний, чтобы мы могли радоваться дружбе и любви без ссор и отчуждения. Но что-то испортилось в нашем мире и в нас самих — и мы это знаем. Глубоко внутри мы интуитивно чувствуем, что существующий мир — не наш родной дом, он что-то вроде гостиницы, временного пристанища. Когда мы не тешим себя иллюзиями, а честно смотрим жизни в лицо, мы понимаем, что заглушаем ощущение душевного дискомфорта тем, что держим дистанцию между собой и другими людьми. Мы больше озабочены тем, как побороть собственное чувство страха, чем тем, как помочь ближнему, который так нуждается в нашей любви.

Мы думаем, что мы лучше, чем на самом деле, но это — самообман. И когда у нас, наконец, открываются глаза, нам становится стыдно за самих себя, мы боимся выдать себя и потому стараемся показывать окружающим только те свои стороны, которые, по нашему мнению, выглядят более или менее привлекательными. Остальное мы вынуждены маскировать — но не потому, что боимся оскорбить людей своими пороками, а из страха оказаться отвергнутыми. Целью нашей жизни становится самозащита, цепляющаяся за все, что дает нам ощущение счастья и безопасности. В результате между нами и людьми, которым мы бы так хотели быть близки, образуется непреодолимая пропасть и жить нам становится все тяжелее.

В детстве воображение рисовало нам немало опасностей, подстерегающих нас на каждом шагу, но сейчас наши страхи, увы, слишком реальны. Помните, как, лежа в постели, вы замирали от одной мысли, что придет серенький волчок и ухватит за бочок? Дети жмутся подальше от края кровати, их страх неподделен, хотя на самом деле бояться нечего — в комнате волков нет. Однако с сегодняшним миром действительно происходит что-то неправильное. Действительность не соответствует нашим ожиданиям. Мы чувствуем, что вокруг нас и в нашей душе творится что-то неладное, и, к сожалению, это ощущение нас не обманывает. Желание быть счастливым — это не просто невротическое состояние неудовлетворенности, оно имеет под собой основание. Мы жаждем того, чего у нас нет и не может быть до тех пор, пока Христос не придет на землю и не возвратит этот мир, а вместе с ним и человека, на круги своя, в тот изначальный порядок, который существовал с момента сотворения вселенной. До Его пришествия ощущение порочности всего существующего, отравляющее самые светлые минуты нашей жизни, не покинет нас. Однако оно отражает не надуманные страхи вроде «серенького волчка», а реальное состояние этого падшего мира.

Большинство людей живут, усиленно делая вид, что все у них прекрасно, намного лучше, чем есть на самом деле. Если же истинное положение вещей вдруг прорывается наружу — например, когда в какой-нибудь ситуации мы проявляем себя не с лучшей стороны, — мы готовы сделать все, чтобы снова обрести утраченное чувство мнимого благополучия. Можно припомнить, какими благословениями одарял нас Господь, можно просто покопаться в саду или помолиться, чтобы Бог укрепил нас, можно съесть пирожное или проконсультироваться с психологом, записаться на репетицию церковного хора или поругаться с женой, прочитать любимый псалом или посмотреть телевизор, упрекнуть себя за бесхарактерность, обновить свое решение следовать за Христом или сходить в гости к приятелю — словом, сделать все возможное, чтобы избавиться от ноющего ощущения внутренней неудовлетворенности. Большинство из нас не осознают, что, получая от чего-нибудь удовольствие, — например, от сладкого пирога, — они тем самым стараются избавиться от неприятных душевных переживаний. А сами думаем, что мы просто любим пирожки. Нередко — гораздо чаще, чем мы себе представляем, — нашими поступками руководит стремление освободиться от смутного, едва ощутимого чувства душевной пустоты.

Может быть, мой друг, который никогда, даже ненадолго, не чувствовал себя по-настоящему счастливым, в минуту откровения со мной особенно ясно ощутил, что наш мир — не родной дом, а временное пристанище, и это понимание причинило ему боль. Может быть, его взгляд на жизнь был гораздо более честным, чем у тех светящихся счастьем людей, у которых мой мрачный друг только вызвал бы жалость.

Возможно, большинство людей, говорящих, что они счастливы, что их редко посещают искушения, лишь строят замки на песке, притворяются, заставляя себя выглядеть довольными: желая изменить себя, они могут лишь подремонтировать свой песочный замок, переставить в нем мебель в надежде, что он будет смотреться как настоящий. Если нам удается устроить так, что со стороны все выглядит прилично, мы перестаем обращать внимание на происходящее внутри, в нашей душе, мы становимся не в силах реально изменить свою жизнь. Мы не меняемся, а скорее приспосабливаемся, — а таким образом нам никогда не освободиться от пороков, никогда не сделаться теми обновленными людьми, которыми нас хочет видеть Бог.

В этой книге я хочу исследовать тему изменения человеческой души. Как быть родителям, страдающим от мысли, что их дети — на опасном пути? Как может мужчина не из храброго десятка стать настоящим главой семьи? Как может женщина иметь здоровые интимные отношения со своим мужем и получать от них радость, если в детстве она подверглась надругательству? Как могут преуспевающие бизнесмены, довольные своим образом жизни, превратиться в людей, богатых душой, чей духовный опыт и знание Бога привлекают к Нему и других? Как нам стать благородными людьми, обрести силу и радость в отношениях со Христом?

Главная цель книги — не анализ конкретных жизненных проблем, а исследование основных принципов, на которых строится библейская концепция духовной перемены, происходящей в человеке. Большинство людей пытаются лишь худо-бедно продержаться в этой жизни, не прилагая никаких усилий, чтобы измениться. Мы меняем свое поведение, но главные, внутренние проблемы при этом остаются незатронутыми.

Изменение, которого хочет от нас Господь, подразумевает нечто большее, чем изменение каких-то внешних, видимых проявлений. Он ждет, чтобы мы не только привели в должный вид фасад дома, но и прибрали во всех комнатах нашей души, заглянули в потайные и самые грязные уголки, осветили их Его светом. Он хочет, чтобы мы ощущали Его присутствие, находясь в гуще самых страшных бед и переживаний. Перемена, о которой говорит Священное Писание, исключает притворство. Нам не нужно делать вид, будто жизнь прекрасна, когда на самом деле все плохо. Христос хочет, чтобы мы имели дело не с иллюзиями, а с реальностью во всей ее полноте: со всеми ее страхами, страданиями, злобой и корыстью, то есть со всем тем, что склоняет человека к бегству от действительности. Господь хочет, чтобы мы изменились, изменились изнутри, чтобы отбросили притворство. И в то же время Он не требует от нас совершенства, но требует способности любить как люди, познавшие любовь Божию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: