Два отношения

Для людей, которые после многих лет отчаянных попыток жить по правилам расстались, наконец, со своими иллюзиями и разочаровались в жизни, у меня есть хорошие новости: большие усилия — это не решение проблемы. Но тем, кто доволен собой и своим ревностным следованием христианским нормам либо своею размеренной и удобной в нравственном отношении жизнью, я вынужден со всей откровенностью заявить, что для них у меня неутешительные новости: Господь Иисус Христос настойчиво желает заглянуть в их внутренний мир.

Когда психолог убеждает людей заняться самопознанием, у христиан в нашем западном обществе обычно возникает две наиболее типичные реакции. Одни люди немедленно слышат в этом совете призыв к самокопанию и выражают беспокойство по поводу того, что того и гляди при церквах появятся группы «самоизучения», которые будут настолько поглощены обсуждением личных вопросов и проблем, что замкнутся на себе и даже не вспомнят об окружающих, которые Бога не знают.

Однако есть и такие, которые откликаются на подобное предложение с удовольствием. Они надеются, что повышенное внимание к глубинным нуждам освободит людей от удушливого законничества, от четко расписанных правил и норм и поможет распространить идею примирения всех людей, которые никак не могут примириться даже сами с собою.

Прежде чем мы непосредственно обратим свой взор на наш внутренний мир, я хочу сразу сказать, что меня не устраивает ни одно из упомянутых выше отношений к этому вопросу. Первое, при котором человек боится, что самопонимание приведет его к эгоизму и погружению в себя, отталкивается от убежденности в том, что личные проблемы растворяются в смеси библейского знания и различных церковных мероприятий. Грех видится не чем иным, как неким умышленным поступком, нарушающим Божьи уставы. Поэтому считается, что быстрый, поверхностный взгляд на нашу жизнь — это все, что нужно, чтобы увидеть, где же мы сбились с пути. Углубленное изучение нашего сердца не нужно и даже вредно. Усиленное стремление поступать как должно — вот секрет победоносной жизни.

Второе отношение, которое подчеркивает важность примирения человека с самим собой как основы жизни с избытком, не определяет грех столь мелко — как обычный проступок. Однако оно тоже ошибочно определяет грех как неспособность человека в полной мере довериться Богу, чтобы начать любить себя. Предполагается, что корень человеческих проблем кроется в недостатке взаимопонимания и согласия, а не в глубокой и непоколебимой греховности. С этой точки зрения, результатом взгляда внутрь себя станет не искреннее раскаяние, но ясное сознание собственной ценности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: