Лекция 5-6 Первичная экологическая проверка

Тема 3.2. Международные системы стандартов в области охраны окружающей среды

3.2.1. Международная система стандартов экоменеджмента и экоаудита EMAS

В практике современного экологического менеджмента ведущую роль играют две системы международных стандартов: принятая в Евросоюзе Схема экологического менеджмента и аудита — EMAS (Eco-Manage-ment and Audit Scheme) и система международных стандартов ISO 14000. Их краткий сравнительный анализ показан в таблице

Стандарт ЕМAS впервые был опубликован Европейской комиссией в 1993 г. как предназначенный для стран Европейского Союза, Норве­гии и Исландии. Официальное разрешение для подключения к данной схеме компаниям этих стран было предоставлено с 1995 г. Первоначально этот стандарт предназначался для предприятий промышленности. Однако позже в странах Евросоюза ста­ли предприниматься попытки его применения в общественном секторе, а также в сельском и лесном хозяйствах. Стандарт ЕМAS расценивается специалистами как более жесткий и формализованный в сравнении с ISO 14000 относительно соблюдения предписываемых им требований, в том числе в части составления первичного экологического обзора, про­цедуры аудита и т.д. Эти обстоятельства рассматриваются как снижа­ющие его конкурентоспособность и привлекательность.

В последующем в результате обобщения и анализа опыта применения стандарта EMAS была принята уточненная версия стандартов EMAS (апрель 2001 г.). Эта версия стандартов стала открытой для подключе­ния непромышленных организаций, в ней более полно учтены особенно­сти малых и средних предприятий, а также предусмотрены выгоды в об­ласти экологического регулирования для предприятий, получивших сертификат соответствия.

В основе EMAS лежит принцип компенсации экономического ущер­ба ОПС за счет виновного в нанесении этого ущерба. Организации бе­рут на себя ответственность за охрану окружающей среды и стремятся к непрерывному улучшению этой деятельности [ст. 1 Предписания ЕС «Об экологическом аудите»]. Членство в европейской системе стандар­тов предполагает реализацию и прохождение предприятием следую­щих этапов:

1. Первичная экологическая проверка. Проведение первой экологи­ческой проверки имеет целью сбор и документацию необходимых производственных данных относительно воздействия на окружа­ющую природную среду (потребление сырья и энергии, учет вы­бросов, отходов, шумового загрязнения), регистрируемых в эколо­гическом балансе предприятия, а также базисной информации об экологической организации и целях предприятия. Далее оценива­ется степень отрицательного воздействия на природную среду и идентифицируются связанные с этим узкие места предприятия.

2. Экологическая политика. Формулируются качественные и коли­чественные цели экологической политики предприятия и устанав­ливаются конкретные мероприятия, относящиеся к выполнению этих целей.

3. Построение системы экологического менеджмента. Предпи­сание о EMAS требует эффективной организации производственной ООС или проверки эффективности существующего уже экологического менеджмента. Сюда относится и формирование наглядности производственного процесса, т.е. оценка выполнения требований законодательства и условий, необходимых для дости­жения поставленных целей (например, описание задач, ответствен­ности и компетенций, обязательность ведения соответствующей документации и т.д.).

4. Производственная экологическая проверка (именуемая также внутренним экологическим аудитом предприятия). Регулярная проверка экологических данных, достижения целей и выполнения экологических программ, приемлемость организации экологиче­ского менеджмента, как и технического оборудования для охраны окружающей среды, осуществляются в рамках внутрипроизвод­ственной экологической проверки. Последняя может проводиться как внутренними, так и внешними проверяющими (экологически­ми аудиторами). При этом происходит оценка степени интеграции системы эко-менеджмента в производственный процесс.

5. Экологическая декларация. EMAS-предписание требует от пред­приятия публикации экологической декларации (заявления), в которой должны быть предоставлены все необходимые данные, результаты и цели предприятия. Информация, относящаяся к ком­мерческой тайне, может не предоставляться.

6. Экологическая экспертиза. Все рассмотренные выше процессы от 1 до 4 и проект экологической декларации должны быть проверены и подтверждены внешними независимыми экологическими экс­пертами (службами).

7. Подтверждение членства в системе европейского экоаудита. Предприятия, выполняющие требования EMAS-предписания и имеющие разрешение на добровольное участие в системе, полу­чают право на использование факта участия в системе европейско­го экоаудита в рекламных целях и связях с общественностью.

Образованная в результате реализации данных этапов система экологического менеджмента, преследуя цель улучшения произ­водственных показателей, является инструментом системати­ческого, периодического и объективного учета экологиче­ских показателей определенной производственной деятельно­сти с соблюдением экологического законодательства и самосто­ятельно установленных в рамках экологической политики целей.

Таблица

Основные стандартные системы экоменеджмента и экоаудита

Признак EMAS ISO 14001
Год введения 1993/1995  
Масштаб действия Европейский Союз Весь мир
Отрасли Любые (с апреля 2001 г.) Любые
Предмет исследования Место предприятия Предприятие и его организация
Обязательность публикации Экологическая декларация Экологическая политика

Анализ практического опыта применения EMAS

Разработка и внедрение стандартизированных систем КЭМ (корпорационный экологический менеджмент) преследо­вала следующие цели:

- гарантированное обеспечение вы­соких экологических параметров продукции, производственных про­цессов и оказываемых предприятием услуг;

- повышение качества жизни, уровня безопасности и охрана здоровья персонала предприятия и по­требителей его продукции, ООС;

- повышение эффективности исполь­зования материальных, сырьевых и человеческих ресурсов в процессе производства, в области логистики и потребления;

- укрепление взаимо­действия предприятия с разнообразными стейк-холдерами.

На этой основе должно обеспечиваться достижение компанией как высоких природоохранных целей, так и повышение ее конкурентных позиций и укрепление доверия со стороны покупателей, органов власти и управ­ления, местного населения, неформальных организаций, СМИ и т.д. Данный комплексный результат имеет, как уже подчеркивалось, наиме­нование двойного (экологического и экономического) выигрыша.

Однако на практике далеко не все из поставленных и перечисленных выше целей были достигнуты. К числу выявившихся проблем, относятся следующие:

- природоохранные результа­ты компаний − членов схемы EMAS не отличались существенно в луч­шую сторону от компаний, не участвующих в этой стандартной схеме;

- требования стандарта EMAS были оценены как чрезмерно жесткие, а сама процедура оценки соответствия им − как излишне бюрократизированная;

- эффективность мер по разработке и внедрению стандартизированных схем экологического менеджмента оказалась ниже в сравнении с ISO 14000.

3.2.2. Система стандартов ИСО 14000

Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и со­блюдаться определенные процедуры, подготовлены со­ответствующие документы и назначен ответственный за определенную область. Основной документ серии − ISO 14001 не содержит никаких «абсолютных» требо­ваний к воздействию организации на окружающую среду за исключением того, что организация в специ­альном документе должна объявить о своем стремле­нии соответствовать национальным стандартам.

Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000 как международные стан­дарты не должны вторгаться в сферу действий нацио­нальных нормативов. С другой стороны, предшествен­ником ISO являются «организационные» подходы к качеству продукции (например, концепция «глобаль­ного управления качеством» — total quality manage­ment), согласно которым ключом к достижению каче­ства является выстраивание надлежащей организаци­онной структуры и распределение ответственности за качество продукции.

Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздейст­вий на окружающую среду на трех уровнях:

-организационный − через улучшение экологи­ческого «поведения» корпораций;

-национальный − через создание существенно­го дополнения к национальной нормативной ба­зе и компонента государственной экологичес­кой политики;

-международный − через улучшение условий международной торговли.

Философия стандарта ISO 14000 − «через организа­цию высокого уровня качества собственного производ­ства и вовлечение в этот круг все большего числа парт­неров повышать качество жизни общества в целом».

Отличительной чертой ISO 14000 служит то, что он является не техни­ческим стандартом, а стандартом процесса конкретно сформированной в организации системы управления охраной окружающей среды. Включенные в стандарт руководящие указания применимы к любой организации, независимо от ее масштаба, типа и уровня подготовленно­сти, которая заинтересована в том, чтобы создать, внедрить и/или улуч­шить систему управления ООС. Организация обладает свободой и гиб­костью в определении своих пределов и может внедрить этот стандарт в рамках всей организации, либо ее отдельной функциональной едини­цы, либо отдельных видов деятельности. Если стандарт внедряется для отдельной функциональной единицы (отдельного вида деятельности), политика и процедуры, разработанные другими частями организации, могут использоваться для выполнения требований этого стандарта при условии, что они применимы к данной отдельной функциональной еди­нице (виду деятельности), на которые будет распространяться стандарт. Уровень детализации и сложности системы управления ООС, объем документации и выделяемые ресурсы будут зависеть от масштаба орга­низации и характера ее деятельности. Это верно и для малых и средних предприятий.

Наличие сертификата ISO 14000 сейчас становит­ся таким же необходимым условием для предприя­тий экспортеров, как раньше сертификат ISO 9000. Особенно важно, когда экспортируемая продукция является сырьем для производств, расположенных в странах-получателях экспорта: это минеральные удобрения как сырье для сельского хозяйства, неф­тепродукты как сырье для производства упаковок, посуды, других предметов, непосредственно исполь­зуемых человеком и т. д.

Центральным документом стандарта ISO 14000 является ISO 14001 — «Спецификация (требования) и руководство по использованию систем экологического менеджмента». Соответствие систем экологического менеджмента организации всем требованиям данного стандарта подле­жит оценке и подтверждению посредством специальной процедуры сер­тификации. Этим предполагается, что соответствие или несоответствие данным требованиям документов, подготовленных конкретной органи­зацией, может быть установлено с высокой степенью определенности. Все остальные стандарты серии ISO 14000 имеют рекомендательный характер и в этом смысле рассматриваются как вспомогательные. Струк­тура стандартов серии ISO 14000 представлена в таблице.

Таблица

Структура стандартов серии ISO 14000

Номер стандарта серии ISO 14000 Наименование стандарта (в соответствии с официальным русским переводом) Примечания и пояснения
ISO 14001 Системы управления ООС. Требования и руководство по применению Требования выражены посредством спецификаций (раздел 4)
ISO 14004 Системы управления ООС. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования Содержит базисные сведения, полезные при разработке и внедрении систем управления ООС
ISO 14010 Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы Рекомендательный стандарт. Представлена общая характеристика экоаудита, особо интересная для впервые внедряющих его компаний
ISO 14011 Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления ООС Рекомендательный стандарт, содержащий полезный «шаблон» для углубленного изучения имеющейся и разви­вающейся практики экоаудита
ISO 14012 Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии Рекомендательный стандарт профессиональных требований по экоаудиту, содержащий его широкую характеристику, включая необходимые критерии
ISO 14015 Руководящие указания по экологической оценке мест размещения предприятия и его имущества Содержит базисные сведения, полезные для разработки первичного экологического обзора
ISO 14020-14025 Экологические маркировка и декларации Полезен компаниям, участвующим в схемах экологической маркировки, как и при подготовке декларации экологической безопасности продукции или услуг
ISO 14031 Руководящие указания по управлению ООС. Оценка результативности Полезен для объективного измерения и выражения целей, задач и результатов функционирования системы КЭМ, посредством разработки специальных индикаторов
ISO 14040-14043 Управление ООС. Оценка жизненного цикла Определяет методологию «оценки жизненного цикла», требуемую стандартом ISO 14001. Позволяет оценить экологические воздействия, связанные с продукцией организации
ISO 14050 Управление ООС. Словарь Обеспечивает единообразное употребление основных терминов. Особенно полезен в случае управления много­профильными операциями

Взаимосвязь между основными пятью элементами (ступенями) сис­темы КЭМ в соответствии со стандартами серии ISO 14000 представле­на на рисунке. Данный стандарт содержит требования к системе, ос­нованные на динамическом циклическом процессе «планирование, внедрение, контроль и анализ».

Рис. Взаимосвязь элементов системы КЭМ в рамках стандарта серии ISO 14000

Стандарты ISO 14000 являются «добровольными». Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким об­разом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

Предполагается, что создание та­кой системы дает организации эффективный инстру­мент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразными требованиями.

По замыслу ISO, система сертификации должна со­здаваться на национальном уровне. Судя по опыту та­ких стран, как Канада, ведущую роль в процессе созда­ния национальной инфраструктуры сертификации иг­рают национальные агентства по стандартизации (для России это Госстандарт), а также Торгово-промышлен­ные палаты, союзы предпринимателей и т. д. Ожидается, что стандартный процесс регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько же времени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента. Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификация предприятии, которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность «двойной» сертифика­ции для уменьшения общей стоимости. «Сертифика­ция в рамках ISO 9000 − это 70% работы по сертифи­кации в рамках ISO 14000».

Подготовку к экологической сертификации так же, как и к сертификации систем качества значительно эффективнее и дешевле проводить силами самого предприятия. Обладатели сертификата аудитора могут участвовать в аудиторских проверках при проведении сертификации российских предприятий на междуна­родный сертификат ISO 14000, проводимых пока ис­ключительно зарубежными сертификационными ор­ганами (поскольку Россия еще не принята в IQNet) и поэтому очень дорогими.

IQNet является международной сетью сертифика­ционных органов. Члены ее − организации, проводя­щие сертификацию предприятий на соответствие их систем управления качеством международным стан­дартам ISO 9000 или 14000, выдают единый междуна­родный сертификат с логотипом IQNet.

Сертификат IQNet для предприятия может быть получен при проведении совместных сертификацион­ных работ с органами, входящими в сеть IQNet.

Необходимо отметить, что сертификат менеджера дает возможность вести работы только внутри пред­приятия и не позволяет быть членом международной команды аудиторов.

Наряду с IQNet существует IAF − международная сеть национальных аккредитационных органов, кото­рые проводят аккредитацию сертификационных орга­нов в своих странах. Сертификаты на системы качества, выдаваемые сертификационными органами, аккредито­ванными национальными аккредитационными органа­ми-членами IAF, все разные, но между членами IAF су­ществует договор о взаимном признании этих сертификатов. В России, например, известен отечественный ор­ган по сертификации − Центросерт, имеющий право выдавать немецкий сертификат TGA по ISO 9000, так как он получил аккредитацию немецкого аккредитационного совета DAR, являющегося членом сети IAF.

Наличие собственных аудиторов с признаваемыми IQNet документами позволит предприятию сэкономить не только большие деньги, но и время, являющееся не менее важным фактором в борьбе за рынки экспорта.

Ситуация в России. Получение сертификации в сис­теме ISO 14000 может оказаться необходимым для рос­сийских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в насто­ящий момент национальная инфраструктура сертифи­кации находится на начальной стадии развития, то такие предприятия склонны приглашать иностранных аудито­ров. Помимо дороговизны предоставляемых услуг зару­бежные аудиторы зачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.

Поэтому в ближайшем будущем представляется це­лесообразным предпринять следующие шаги:

- популяризация ISO 14000, в том числе через пуб­ликацию русскоязычного текста стандартов;

- популяризация основных принципов экологиче­ского аудита промышленных предприятий;

- подготовка специалистов-аудиторов;

- развитие нормативной базы по экологическому аудиту;

- внедрение национальной системы экологичес­кой сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага − официальное при­знание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.

Сертификация систем управления качеством пред­приятий на соответствие международным стандартам ISO 9000 или 14000, особенно относящихся к оборонной, химической, нефтехимической, машиностроительной и пищевой отраслям, сегодня стала необходимым усло­вием для экспорта продукции, участия в совместных с зарубежными партнерами проектах, получения госу­дарственных заказов.

В настоящее время на территории Российской Феде­рации действует система ГОСТов, регламентирующих внедрение и функционирование системы управления окружающей средой − ГОСТ Р ИСО 14000, где и про­писаны все принципы экологического менеджмента. Например, в ГОСТе Р ИСО 14001 приведено руководст­во по использованию систем экологического менедж­мента; ГОСТ Р ИСО 14004 представляет собой общее руководство по принципам, системам и методам систем экологического менеджмента; используя ГОСТ Р ИСО 14014 можно определить «начальный уровень» экологи­ческой эффективности предприятия; ГОСТы Р ИСО 14010, 14011, 14012 дают представление об экологичес­ком аудите и рекомендации по его проведению; в ГОСТе Р ИСО 14020 описаны принципы экологической марки­ровки продукции, а в ГОСТе Р ИСО 14040 приводится методология оценки ее «жизненного цикла».

Эта система, в отличие от большинства действующих в области охраны окружающей среды стандартов, на­правлена не на количественные показатели и не на из­менение в технологии производства (хотя и не исключа­ет их), а на управленческий потенциал организации.

Система экологического менеджмента дает органи­зации возможность структурировать, связывать во­едино процессы, направленные на достижение после­довательного улучшения, желаемая степень которого определяется самой организацией в зависимости от текущей ситуации.

Таким образом, следование стандартам ISO 14000 предполагает снижение неблагоприятного воздейст­вия на окружающую среду и преследует следующие цели:

1. Улучшить показатели воздействия отдельных хо­зяйствующих субъектов на окружающую среду;

2. Создать дополнение к существующей нормативной национальной базе и определить национальную экологическую политику;

3. Улучшить условия международной торговли и по­высить конкурентоспособность.

3.2.3. Требования стандартов ИСО 14000

В соответствии со стандартом ISO 14001, организация должна:

а) определить экологическую политику, подходящую для нее самой;

б) идентифицировать экологические аспекты, вытекающие из ее про­шлых, настоящих и планируемых видов деятельности, продукции или услуг, с тем чтобы определить существенные воздействия на окружаю­щую природную среду;

в) идентифицировать соответствующие требо­вания законодательных актов и регламентные требования; г) иден­тифицировать приоритеты и установить соответствующие целевые и плановые экологические показатели;

д) разработать организацион­ную схему и программу(ы) для реализации политики и достижения целевых и плановых экологических показателей;

е) способствовать пла­нированию, контролю, мониторингу, корректирующим действиям, аудиту и анализу, с тем чтобы обеспечить как соответствие системы управления ОПС установленной политике, так и ее поддержание на над­лежащем уровне;

ж) обладать способностью адаптироваться к изме­няющимся обстоятельствам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: