ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
МЩСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ ИНЖЕНЕРИИ
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
О.В. ПАПКОВА
МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Учебное пособие
Утверждено в качестве учебного пособия
Редакционно-издательским советом МГУДТ
МОСКВА
МГУДТ
УДК
Куратор РИС А.П.Жихарев
Работа рассмотрена на кафедре Социологии и социальной антропологии Института социальной инженерии и рекомендована к печати.
Заведующий кафедрой М.Г.Котовская
проф., д.и.н.
Автор О.В.Папкова,
к.с.н.
Рецензент А.А.Булков,
доц., к.п.н.
Папкова О.В. Массовая коммуникация. Учебное пособие.
М.: ИИЦ МГУДТ: 2011- стр. 139
В учебном пособии рассматривается материал по основным темам курса «Массовая коммуникация». Дается определение ключевых понятий, примерные вопросы к экзамену, темы рефератов, список общей и дополнительной литературы. Пособие может быть использовано для очной, очно-заочной и дистанционной формы обучения.
Печатается в авторской редакции.
УДК
Московский государственный университет
дизайна и технологий, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……… ………………………………………………….4
Глава 1. Коммуникация в обществе………………………...........6
1.1.Понятие коммуникации………………………………………..6
1.2. Виды, инструменты и формы коммуникации………….......13
1.4. Понятие массовой коммуникации…………………….......21
Глава 2. Журналистика в системе массовой коммуникации...27
2.1. Журналистика как социальный институт………………...27
2.2. Зарождение периодической печати в XVII-XVIII веках..29
2.3. Развитие массовой прессы в Европе и США в XIX веке..34
2.4. Периодическая печать в России до 1917 года………….......36
Глава 3.Советские средства массовой информации и пропаганды……………………………………………………………..44
3.1. Печатная пресса……………………………………………..44
3.2. Система советского радиовещания…….…………………53
3.3. Система советского телевидения…………………………..58
3.4. Информационные агентства………………………………..65
Глава 4. Система СМИ в современной России………………...69
4.1. Основные направления изменений СМИ………………….69
4.2. Типология средств массовой коммуникации…………….72
4.3. Печатные СМИ………………………………………………75
4.4. Радио………………………………………………………….82
4.5. Телевизионная индустрия…………………………………..85
4.6. Сетевые издания……………………………………………95
Глава 5. Исследования масс-медиа……………………………..103
5.1. Три концепции масс-медиа………………………………...103
5.2. Четыре теории прессы……………………………………..112
Глава 6. Реклама как основа экономики масс-медиа……….116
6.1. Понятие рекламы…………………………………………116
6. 2. СМИ – основные носители рекламы………………………121
6.3. Взаимодействие рекламодателей и СМИ на примере телевидения ……………………………………………………………………..124
Глава 7. Некоторые актуальные проблемы современных СМИ….129
7.1. Влияние экономического кризиса на масс-медиа…………129
7.2. Основные глобальные тенденции масс-медиа……………….132
Введение
Начало нового века характеризуется появлением огромных возможностей, которые предоставляют человечеству информационно-коммуникационные технологии. Наиболее быстрыми темпами изменяется деятельность, связанная с производством и передачей сообщений.
Роль и значение массовой коммуникации в жизни современного общества трудно переоценить. Сегодня средства массовой коммуникации (СМК) составляют самостоятельную индустрию, направленную на формирование общественного мнения с использованием организационно-технических комплексов, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование вербальной, визуальной и аудиоинформации.
Коммуникации являются одним из центральных составляющих современного общества. Статус страны в реальном мире определяется также и ее статусом в информационном пространстве. Именно СМИ, которые формируют информационное пространство, сегодня, оказались самым оптимальным способом формирования ценностных ориентаций общества.
На протяжении ХХ века отечественные и зарубежные исследователи постоянно обращались к теме массовой коммуникации, отмечая ее возрастающую роль в развитии современной цивилизации. Появление и повсеместное распространение виртуальных и телекоммуникационных технологий превращают традиционные средства массовой информации в интерактивные каналы массовой коммуникации, которая не просто влияет, но и определяет жизнедеятельность социальных институтов и сообществ, ход социальных процессов и изменений.
В настоящем учебном пособии представлены теоретические аспекты коммуникации как сложного процесса, дается экскурс в историю массовой коммуникации, выявляются сущностные особенности современных коммуникативных каналов, проводится анализ рекламы как неотъемлемого аспекта деятельности современных масс-медиа, дается обзор наиболее известных теорий масс-медиа и выявляются актуальные тенденции их развития. В качестве теоретической базы настоящего пособия автором были использованы труды по таким направлениям знания, как социология, психология, теория коммуникации, маркетинг, журналистика, реклама и паблик рилейшнз, законодательные акты.
Настоящее пособие предназначено для студентов специальности «Социология» и «Реклама». Не претендуя на всесторонний охват такого сложного и противоречивого явления современности, как массовая коммуникация, автор посчитал необходимым и целесообразным уделить внимание наиболее существенным аспектам истории и современного состояния масс-медиа. Учебное пособие содержит перечень вопросов к зачету (экзамену), темы рефератов и список рекомендованной литературы.