Международный договор

Во многих учебниках, что договор – это основной источник международного права. Но в том смысле, что его много по количеству. У каждой страны где-то тысяч десять договоров, а стран – двести, поэтому их много по количество.

Много договоров по двум причинам:

1) Во-первых, это очень удобный способ. Взяли, на бумаге написали – всё видно.

2) Во-вторых, процедура заключения, исполнения и прекращения договоров унифицирована в международном праве и в национальном законодательстве.

Это самый древний, пожалуй, источник международного права.

1274 годом до нашей эры датируется первый дошедший до нас международный договор. Он был подписан Рамзесом 2 Великим фараоном египетским и кем-то ещё.

Это был тот самый фараон, который потерпел от Моисея.

Этот договор ничем от современных не отличается.

В нём была преамбула договора, в которой была записано, кто заключает договор.

Во-вторых, были права и обязанности сторон.

И, в-третьих, вступление договора в силу, его действует, сколько действует.

И ещё, правда, была клятва богами – а так всё то же самое.

Процедура заключения, исполнения и прекращения договоров урегулирована в Венской Конвенции «О праве международных договоров» 1969 года, которая регулирует договоры между государствами. И Венской Конвенцией «О праве договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями» 1986 года.

Кроме того, в каждой стране есть своё законодательство о международных договорах.

В РФ это Федеральный Закон «О международных договорах РФ» 1995 года.

Почти у всех стран есть специальные законы, а когда закона нет – то действует либо Конституция, либо что-то ещё.

Во всех странах процедура заключения, исполнения и прекращения международных договорах приблизительно одинакова и всё это в Венских Конвенциях расписывается.

Договоры могут иметь различные наименования: Договор, Соглашение, Пакт, Протокол, Конвенция, Декларация и так далее.

На юридическую силу договора его название не влияет.

Кроме того, нет жёсткой привязки названия договора к его содержанию.

Кроме того, есть договоры, в которых нет родового понятия – что это договор, протокол, конвенция и прочее. Может просто быть название «О том-то и том-то». Зависит это от сторон.

Существуют три (3) вида международных договоров:

1) Межгосударственные. То есть договоры, которые заключаются от имени государства в целом.

Договор между РФ и КНР «О выдаче преступников» (между Россией и Китаем международный договор).

Но не из всех видно из названия, что она межгосударственная. Но это написано в преамбуле.

2) Межправительственные договоры. То есть договоры, заключаемые от имени правительства.

То есть соглашение между правительством РФ и правительством Итальянской республики «О сотрудничестве в борьбе с контрабандой».

Если из названия не видно – смотреть текст, в преамбуле пишется, кто заключил.

Существуют, однако, соглашения правительств различных государств, которые не являются международными договорами. Их заключение, исполнение и прекращение регулируется Постановлением Правительства 2002 года.

Между этими договорами есть разница, и очень большая. Там международный договор, а тут – не международный. Из этого следует, что, по Конституции, «Если международным договором иные правила, чем в законе, то действуют международные договоры». То есть если международные межправительственные договоры – то такой договор действует, а не закон. А если не международный межправительственный – то закон действует.

Это тогда либо вообще не нормативный документ, либо нормативный документ по национальному праву, только с иностранным участием.

3) Межведомственные договоры. То есть соглашения, заключаемые от имени министерств и ведомств.

Не всегда это видно из названия – надо смотреть на содержание, если что.

К этой же группе можно относить (если отвернуться и закрыть лицо руками) соглашения генпрокуратуры и высших судов РФ с другими генпрокуратурами и высшими судами.

Однако от чьего бы имени не заключался международный договор его стороной будет государство в целом. Всё, что сделано по договору (или не сделано) считается сделанным (или не сделанным) государством в целом.

За отмазку не канает «у нас госорганы тупые, а должностные лица и того хуже».

Договор состоит из трёх частей:

1) Преамбула. В ней указаны стороны договора, цели договора (для каких целей) и нормы, которые послужили основой для договора.

2) «Амбула» (шутка). Основная часть. В этой части написаны права и обязанности сторон. Кто что делает и кто что не делает.

3) Заключительная часть. В ней фиксируется вход и выход из договора, вступление в силу договора, срок действия, прекращение договора. Как стать участником договора и как выйти из него.

Кроме того, к некоторым договорам могут быть приложения. Их бывают две разновидности (этих самых приложений):

1. Обязательные (это часть договора).

2. Факультативные. Они действуют лишь для тех государств, которые дали на них своё согласие.

Договоры составляется на языках:

1) Одном языке. Например, Конвенция о правовой помощи – составлена на русском языке (всё остальное – это переводы конвенции).

2) На двух языках. Европейская Конвенция о правах человека – она составлена на английском и французском языках. И решения Европейского Суда по правам человека публикуются на английском и французском.

Бывают двусторонние договоры на двух языках.

3) Бывают двусторонние договоры на трёх языках. К примеру, российско-малазийские договоры, они на русском, английском и малайском языках – и английский язык является приоритетным в случае расхождения.

4) Устав ООН на пяти языках – английском, арабском…

В общем, всё остальное – переводы. Причём к этому тоже надо очень внимательно относиться.

РФ ратифицировала Европейскую Конвенцию о правах человека в 1998 году и Конвенция действовала на тот момент в редакции 1985 года. После этого перевод Конвенции был официально опубликован.

Однако в октябре 1998 года вступила в силу новая редакция Конвенции 1994 года. Она была опубликована в 2001 году.

В прошлом году вступила в силу новая редакция Конвенция, которая в официальных источниках пока не опубликована.

Кто может вести переговоры по заключению договора?

Переговоры по заключению договора может вести лишь лицо, обладающее полномочиями (полномочия – это что-то типа доверенности). Образуется специальный комитет, который собирает полномочия (полномочия на подписание, парафирование или ещё чего).

Без полномочий действует:

1) Президент государства.

2) Премьер-министр государства.

3) Министр иностранных дел.

4) Посол государства в этом государстве может вести переговоры, если это двусторонний договор.

А все остальные лица должны иметь полномочия.

Где заключается договор.

1. На переговорах.

2. В рамках международной организации.

3. На международной конференции. Созывается конференция специально для того, чтобы разработать текст этой конвенции. Скажем, текст Венской конвенции – на специальной конференции для этого созданной.

Есть кто, есть где. Осталось определить – как.

Существуют три этапа (три стадии) заключения международного договора.

1 этап. Согласование текста и установление его аутентичности.

Согласование текста производится на переговорах, в рамках конференций и в рамках международных организаций. Согласуют – лица, обладающие полномочиями или действующие без полномочий.

Аутентичность – это процедура, которая свидетельствует о завершении согласования текстов. То есть текст окончательный после этого и изменениям уже не подлежит.

Это – всего-навсего текст договора, а не договор (то есть он может никогда и не стать договором).

Как это производится.

Во-первых, путём парафирования.

Парафировали – стороны поставили под договором свои инициалы. Есть процедура подписания, которая сразу всё завершает, а мы не хотим, чтобы сразу всё и чтобы договор вступал в силу. А мы сейчас только текст пишем и парафированием мы говорим, что этот текст – последний и что более менять его текст не будет.

Второй вариант этого этапа – подписание договора.

Можно подписать, без парафирования, сразу.

Если текст разрабатывается в рамках международной организации, то можно включить текст договора в документ, который принимается этой организацией. И в данном случае источником будет не документ организации, а договор.

И, наконец, если текст разрабатывается на международной конференции, то можно включить его в заключительный акт международной конференции. Венские конвенции о международных договорах так и принимались.

Этот этап говорит, что у нас есть завершающий текст договора у нас есть.

Если же о чём-то после договорились, то либо:

а) можно внести дополнения в текст договора;

б) можно внести изменения и заново произвести установление аутентичности.

После этого – второй этап: Принятие текста.

Как может приниматься текст:

1) Путём голосования. Голосование бывает открытое и закрытое, 50+1 голос, 2/3, ¾, 5/6 и прочие всевозможные варианты. Главное – каждый даёт своё согласие, каждое государство-участник.

2) Консенсус. Это способ принятия текста без голосования. Пока возражений нет – всё хорошо. Когда возражения есть – двигаться дальше нельзя.

Это способ принятия текста договора без голосования. Здесь страны идут на взаимные уступки, чтобы все были согласны.

3) Если текст разрабатывается в рамках международной организации, то можно одобрить документ организации, в котором будет записан текст договора (например, решение межгоссовета ЕврАзЭС об утверждении ТК ТС).

4) Если текст разрабатывается на международной конференции, то можно подписать заключительный акт конференции, в котором содержится текст договора. Заключительный акт венской конференции, в которой записана Венская Конвенция.

3 этап. Третья стадия заключения договора. Дача юридического согласия на обязательность договора.

Существуют шесть способов дачи согласия. Они юридически равнозначны. Иными словами – ни один из способов не «круче» другого, они все одинаковы, только используются в разных случаях.

1 способ. Подписание. Есть договоры, которым достаточно только подписания. Иногда подписание бывает на предыдущей стадии, и тогда может быть либо сначала парафирование, а потом – подписание, а возможно – сразу подписывается всё и завершаются одновременно второй и третий этап.

2 вариант. Принятие договора. Бывают постановления правительства – они бывают в одну статью, где коротко сказано «принять», бывает вторая статья – если есть особенности вступления в силу.

3 процедура. Утверждение договора. «Договор такой-то – такой-то – утвердить». Если в договоре написано, что надо утверждать его – то его утверждают, а если, что надо принять – то принимают. Для нашей страны разницы между принятием и утверждением принципиальной нет (а для других стран – да, у них разные органы это делают).

4 процедура. Присоединение.

Страна не участвовала в договоре, а потом смотрит – хороший договор, надо поучаствовать и присоединяться.

Во-первых. Но не ко всяким договорам можно присоединиться – скажем, двусторонний договор, к ним нельзя третьему присоединяться.

Во-вторых. Есть договоры, присоединение к которым обусловлено согласием государств-участников или международной организации. Чтобы вступить в ВТО – мало ратифицировать её Устав. Надо и чтобы тебя в него приняли. Или в тот же Евросоюз – туда должны пригласить и органы Евросоюза должны дать согласие и все остальные государства Евросоюза.

В-третьих. И есть договоры, которые подробно расписывают процедуру присоединения. Нужно за полгода подать заявку, ратифицировать текст договора, уведомить о том, что ратифицировал – и всё. Нужно только соблюсти какую-то процедуру, не нужно ничьего согласия.

5 вариант. Обмен документами.

Это процедура, похожая на оферту и акцепт.

Премьер-министр, скажем, посылает ноту другому премьер-министру. Обратно идёт нота – мы получили вашу ноту и далее текст этой ноты.

То есть здесь – предложение заключить договор и принятие предложения.

В нашей стране таких договоров штук сорок есть.

6 способ. Ратификация.

Ратифицируются процентов 5 договоров, остальные 95 – идут другими пятью способами. И договор может быть ратифицирован, но не действовать. То есть ратификация – такой же способ, как и другие.

Ратификация – это дача согласия на договор законодательным органом власти (целый парламент даёт согласие). У нас Госдума Федерального Собрания РФ принимает Федеральный Закон о ратификации. Этот факт учёным некоторым даёт основание для того, что это придаёт силу закона – но ратификация не для этого, а для того, чтобы дать согласия государства на этот договор.

В законе о ратификации обычно всего две нормы. Первая статья – договор такой-то подписанный там-то и тем-то ратифицировать. А вторая статья – настоящий закон вступает в силу такого-то числа. Если второй статьи нет – по общему правилу.

Нету в законе о ратификации нормы «Тем самым мы придаём договору силу закона». В общем, бред – это просто дача согласия, ратификация для этой только юридической функции.

Есть договоры, которые обязательно нужно ратифицировать. Перечень таких договоров записан, во-первых, в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. Следовательно, этот перечень общий для всех государств.

Когда надо ратифицировать:

1) Когда в самом договоре написать, что его надо ратифицировать.

2) Когда у представителя в полномочиях была предусмотрена ратификация.

3) Когда стороны договорились о ратификации в процессе переговоров.

Кроме того, перечень договоров, подлежащих ратификации, содержится и в национальном законодательстве. У нас это в законе «О международных договорах».

По нашему закону следующие договоры обязательно ратифицировать нужно:

1. Договоры, которые требует внесения изменения в национальное законодательство (то есть принять новый закон или изменить действующий).

Скажем, в УК есть статья 173 – легализация преступных доходов. Она взялась из Конвенции по борьбе с легализацией.

Часть 4 ГК РФ – интеллектуальная собственность, это из Конвенции по охране интеллектуальной собственности.

В этих случаях при ратификации встречаются законы о ратификации, в которых не две нормы, а больше. В этих законах о ратификации указаны изменения в законодательстве, которые принимаются на основе договора.

Скажем, ратифицировали договор о выдаче между РФ и КНР, и при ратификации было указано, что вопросы о выдаче решает генпрокуратура.

2. Если договор содержит иные правила, чем закон. К примеру, в НК РФ налог на прибыль равен 15%, но есть многочисленные дополнения – но в НК РФ не вносятся изменения. Напрямую международные соглашения действуют (скажем, 8% с Канадой и т.д.).

3) Мирные договоры требуют ратификации.

4) Договоры о территориальном разграничении требуют ратификации.

5) Договоры о вступлении РФ в международную организацию, решения которой будут для РФ обязательными.

Насчёт ратификации.

Договор, устанавливающий иные правила, чем Конституция РФ, может быть ратифицирован лишь после того, как будут внесены изменения в Конституцию РФ. То есть договор теоретически не может противоречить Конституции.

Не вступивший в силу международный договор РФ может быть проверен Конституционным Судом РФ. Если Конституционный Суд найдёт, что договор не соответствует, то такой договор не может быть ратифицирован и введён в действие.

Но пока таких случаев не было – ни первого, ни второго.

Придумана процедура «выдача ратификационной грамоты», это документ внешний (в отличие от ратификации, которая процедура внутренняя), он подтверждает, что договор в этой стране ратифицирован.

При двустороннем договоре стороны обмениваются ратификационными грамотами.

При многостороннем сдают их на хранение депозитарию.

Ратификация не придаёт договору силы закона. Потому, что она и не предназначена придавать. И не создаёт в национальном праве норм, аналогичных нормам договора.

Депозитарий – это орган международной организации или национальный орган, который хранит текст договора и все относящиеся к нему документы (например, ратификационные грамоты или документы о присоединении). И он уведомляет всех остальных, что получены ратификационные грамоты от такого-то государства.

Депозитарий хранит «оговорки».

Оговорка – это одностороннее заявление государства о том, что оно желает исключить в отношении себя действия определённых пунктов договора.

Государства должны сказать, что с оговоркой этой согласны.

1) Существуют договоры, к которым оговорки не могут быть сделаны. В самом договоре сказано «никаких оговорок».

2) Существуют договоры, в которых закреплён перечень допустимых оговорок.

3) Оговорки недопустимы по предмету договора.

Оговорка может быть сделана при даче согласия на договор (то есть при подписании, принятии, утверждении, ратификации) и может быть снята в любое время.

Регистрация договора.

Договор подлежит как международной, так и национальной регистрации.

Международная регистрация осуществляется: в секретариате ООН и/или в другой международной организации. Скажем, договор в рамках ТС – в комиссии ТС, если в рамках Евросоюза – Комиссии ЕС.

Если договор не зарегистрирован, он действителен, но на него нельзя ссылаться в тех организациях, где он должен быть зарегистрирован.

Публикация договора.

Договоры публикуются:

1. Во-первых, в собрании законодательства РФ (но не все, а наиболее важные).

2. В бюллетене Международных договоров (БМД). Это что-то типа собрания законодательства, только для договоров, издаётся раз в месяц (12 изданий в году).

3. В сборнике Международных договоров РФ. Это такая толстая книжка, в которой собрано всё, что вступило в силу за год.

4. Ведомственные договоры публикуются «Бюллетене нормативных актов» (БНА) и в ведомственных изданиях (например, Бюллетень генпрокуратуры).

Некоторые ведомства, кроме того, издают Приказы об объявлении и в них может «объявляться для применения такой-то договор» и далее текст договора. Это приказ о применении, руководство к действию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: