Континентальный шельф — это морское дно и его недра, простирающиеся за пределы территориальных вод на расстояние 200 морских миль от берега или далее до края подводной окраины материка (но не более 350 миль, отсчитываемых от территориальных вод, или глубины, превышающей 2500 м).
Прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа. Пользование этими правами не должно ограничивать свободу судоходства или создавать иные помехи другим государствам.
С согласия прибрежного государства другие государства могут прокладывать подводные кабели и трубопроводы, проводить научные исследования, в которых, кстати, нельзя отказать, если они проводятся на удалении более 200 миль от береговой черты. С 1 декабря 1995 г. в России вступил в силу Закон о континентальном шельфе.
Статья 76 Конвенции 1982 г. под континентальным шельфом понимает:
1) естественное продолжение материка до его внешней окраины, на расстояние 200 морских миль от прямых исходных линий, от которых определяется ширина территориального моря;
|
|
2) если естественное продолжение подводной окраины материка простирается на расстояние более 200 морских миль, то континентальный шельф простирается далее 200 морских миль, но не далее 100 морских мили от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров, но общая протяженность континентального шельфа не должна превышать 350 морских мили;
3) если естественное продолжение материка простирается на расстояние менее 200 морских миль, то континентальный шельф простирается на расстояние 200 морских миль от исходных линий, принятых для отсчета ширины, территориального моря.
Статья 77 Конвенции 1982 г. определяет суверенные права прибрежного государства на континентальном шельфе:
- разведку и разработку его природных ресурсов;
- создание искусственных островов и сооружений;
- проведение научных исследований на шельфе. Все государства имеют право пользоваться правами,
закрепленными в ст. 77 Конвенции 1982 г., лишь при условии явно выраженного согласия прибрежного государства. Ст. 79 Конвенции 1982 г. предоставляет право всем государствам, без согласия прибрежного государства, но с учетом его интересов, прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе.
ВОПРОС 13. Международное регулирование средств и методов ведения военных действий.
В международном праве действует принцип, согласно которому "право сторон в вооруженном конфликте выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным" (преамбула Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1981 г.). Уже первые международно-правовые акты о правилах ведения войны содержали такого рода формулировки: "... потребности войны должны остановиться перед требованием человеколюбия"; "воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю"; "воспрещается... употреблять оружие, снаряды или вещества, способные причинить излишние страдания" и т. п.
|
|
Многолетний опыт международно-правового регулирования данной проблемы позволил сформулировать "Основные нормы", характеризующие методы и средства ведения войны. Это было сделано в первом Дополнительном протоколе 1977 г., в ст. 35:
"1. В случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.
2. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.
3. Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде".
Помимо сказанного в этом акте в международных конвенциях сложилось правило запрещения или ограничения тех видов оружия, которые имеют неизбирательное действие, т. е. в равной мере опасны как для комбатантов, так и для мирного населения.
Международно-правовые нормы о запрещении или ограничении применения отдельных видов оружия развивались соответственно совершенствованию военного производства и с учетом опыта военных действий.
Можно назвать такие меры, как отмена употребления взрывчатых и зажигательных пуль (1868 г.), запрещение снарядов, распространяющих удушающие или вредоносные газы, а также легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль (1899 г.), запрещение применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств (Женевский протокол 1925 г.).
В современный период осуществлен правовой запрет бактериологического (биологического) и токсинного оружия, что означало и запрещение использования биологических агентов и токсинов в вооруженных конфликтах (Конвенция 1972 г.), и химического оружия (Конвенция 1993 г.). Что же касается запрещения ядерного оружия, то пока такая конвенция не принята, однако имеется ряд резолюций и деклараций Генеральной Ассамблеи ООН, содержащих заявления большинства государств о запрещении применения ядерного оружия как оружия массового уничтожения.
Применительно к обычному оружию запрещению или ограничению подверглись следующие его разновидности: любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей (так называемые "необнаруживаемые осколки"); мины, не являющиеся дистанционно устанавливаемыми минами, мины-ловушки и некоторые другие устройства; зажигательное оружие, т. е. такое оружие или боеприпасы, которые в первую очередь предназначены для поджога объектов или причинения людям ожогов посредством действия пламени и тепла, возникающих в результате химической реакции вещества, доставленного к цели (запрещается, в частности, подвергать гражданское население или гражданские объекты нападению с применением зажигательного оружия).
Указанные запреты и ограничения содержатся в Конвенции 1981 г., к которой приложены три протокола. Здесь указанные виды обычного оружия характеризуются как наносящие чрезмерные повреждения или имеющие неизбирательное действие. 5 декабря 1997 г. была открыта для подписания Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении.
|
|
Определяя методы ведения войны, международное право категорически запрещает разрушение гражданских объектов и объектов, необходимых для выживания гражданского населения (незащищенные города, селения, жилища или строения, госпитали, больницы, средства транспорта, используемые гражданским населением, запасы продуктов питания, районы производства продуктов питания, источники воды и т. д.). Особо регулируется защита "установок и сооружений, содержащих опасные силы", к ним отнесены плотины, дамбы и атомные электростанции. Эти объекты не должны подвергаться нападению даже в тех случаях, когда они являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения (подробно о защите гражданского населения см. гл. 13).
Вопрос 14. Международно-правовое регулирование статуса беженцев и вынужденных переселенцев.
Во время второй мировой войны и в условиях послевоенных вооруженных конфликтов и иных чрезвычайных ситуаций происходило и продолжается в наши дни массовое насильственное или вынужденное перемещение лиц из регионов постоянного проживания на какую-либо другую территорию, что разрушает их правовые связи с родиной или иным привычным местом жительства. Такие ситуации вызывают потребности международно-правового и внутригосударственного регулирования статуса беженцев и перемещенных лиц.
Основной международный акт — это Конвенция о статусе беженцев 1951 г., к которой Российская Федерация присоединилась в 1992 г. (имеется также Протокол, касающийся статуса беженцев). Согласно Конвенции (ст. 12), личный статус беженца определяется законами страны его домициля (имеется в виду юридически оформленное место пребывания) или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания. Его права в отношении приобретения движимого и недвижимого имущества должны быть не менее благоприятными, чем те, которыми обычно пользуются иностранцы. Предусмотрено предоставление беженцам в отношении их права работы по найму наиболее благоприятного правового положения, которым пользуются граждане иностранных государств при тех же обстоятельствах.
|
|
Каждый беженец имеет право свободного обращения в суды на территории всех государств — участников Конвенции. Что касается государства, в котором находится его обычное местожительство, то на этой территории беженец пользуется в отношении права обращения в суд тем же положением, что и граждане (ст. 16). В Конвенции затрагиваются вопросы образования, социального обеспечения, свободы передвижения беженцев и т. д.
Государства договорились "по возможности облегчать ассимиляцию и натурализацию беженцев" (ст. 34), т. е. решать вопрос об их гражданстве. Это учтено в ст. 19 Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации": если обычным условием приема в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства является постоянное проживание на территории РФ в течение пяти лет всего или трех лет непрерывно до обращения с ходатайством, то для беженцев, признаваемых таковыми законом или договором РФ, указанные сроки сокращаются вдвое.
В Российской Федерации в 1993 г. были приняты два закона: "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах". Первый из них ныне действует в новой редакции от 28 июня 1997 г. Беженцем признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться ее защитой. Такое -лицо пользуется всеми правами гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством. К категории вынужденных переселенцев отнесены главным образом граждане РФ, которые по аналогичным основаниям покидают место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории РФ.
Одним из важных направлений международного сотрудничества является согласованная деятельность государств СНГ в рамках Соглашения о помощи беженцам и вынужденным переселенцам (январь 1995 г.), которое, в частности, фиксирует право каждого беженца или вынужденного переселенца свободно обращаться в суды на территории соответствующих государств.
В системе ООН действует Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев с обеспечительными и контрольными функциями. В Москве существует представительство этого Управления с правом регистрации беженцев и выдачи удостоверений