Выводы (сжатое резюме). Международный менеджмент - это особого вида менеджмент, главной целью которого выступает формирование

М еждународный менеджмент - это особого вида менеджмент, главной целью которого выступает формирование, развитие и использование конкурентных преимуществ фирмы за счет возможности ведения бизнеса в различных странах и соответствующего использования экономических, социальных, демографических, культурных и иных особенностей этих стран.

Международный менеджмент изучает как происходит управление международной деловой активностью компании, которая выступает в форме экспорта товаров, услуг и капитала.

Предмет международного менеджмента – управление международной деловой активностью компании в различных формах посредством коммуникации и сотрудничества с зарубежными деловыми партнерами.

Основной проблемой международного менеджмента является адаптация руководства фирма к внешней (чужеродной) среде зарубежного бизнеса.

Исходя из такого понимания, выделим отличительные черты международного менеджмента:

- огромное значение имеет зарубежная окружающая среда принимающей страны;

- возрастает количество и виды рисков (политические, валютные, предпринимательские риски, стихийные бедствия), которые необходимо учитывать (страховать) и иметь дополнительные ресурсы, в том числе и финансовые;

- затраты по ведению бизнеса за границей выше, чем в своей стране;

- специфическими институциональными зарубежными партнерами при ведении международного бизнеса выступают высшие органы государственной власти принимающей страны;

- важной проблемой является разработка первичной стратегии проникновения на внешний рынок с учетом внутреннего потенциала фирмы, рисков и возможностей принимающей страны;

- актуальной является проблема взаимодействия между головной компанией в стране базирования и зарубежными структурными подразделениями;

- особенности проявления управленческих функций за рубежом.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем национальный бизнес принципиально отличается от международного?

2. Почему международный бизнес развивается более высокими темпами, чем национальный?

3. Опишите черты современного международного бизнеса.

4. Перечислите основные периоды развития международного бизнеса.

5. В чем суть глобализации?

6. Перечислите основные формы международного бизнеса.

7. Опишите две модели специализации.

8. В чем особенность международного менеджмента?

9. Чем отличается опыт американского менеджмента от японского?

10. Перечислите преимущества кейс – метода.

11. Особенности обучения в Кейптаунском университете.

12. Какие критерии положены в основу формирования трех основных кластеров?

13. Опишите основные характеристики национальной модели бизнеса.

14. Сформулируйте особенности предмета курса «Международный менеджмент».

Раздел 1.2. "Международная компания как обьект управления"

Содержание.

1. Глобализация и интернационализация международного бизнеса

2. Статус международной компании, ее критерии

3. Классификация международных компаний по отраслевой принадлежности, характеру собственности и организационно-правовым формам

4. Структурные единицы международных компаний

5. Холдинги и альянсы как корпоративные объединения

Ключевые слова: глобализация, интернационализация, картель, синдикат, трест, конгломерат, концерн, холдинг.

Цель изучения раздела: формирование системы теоретических знаний относительно международной компании как обьекта управления.

Задачи изучения раздела:формирование компетентности относительно сущности международной компании.

Методические рекомендации к изучению Раздела 1.2.

Изучая пункт 1 обратите внимания на термины глобализация и интернационализация. Для этого обратитесь к литературе [5.7.8]

Изучая пункт 2, обратите внимание на определение «международная кмпания». Для этого обратитесь к литературе [7.9.10]

Изучая пункт 3, детально остановитесь на классификации международных компаний. Для этого обратитесь к литературе [1.3.]

Изучая пункт 4, охарактеризуйте структурные единицы международных компаний. Для этого обратитесь к литературе [1.3.]

Изучая пункт 5 обратите внимание на холдинги и альянсы как корпоративные объединения. Для этого обратитесь к литературе [1.6.]

Учебный материал

1.2.1. Глобализация и интернационализация международного бизнеса

Запишите и выучите определения глобализация и интернализация

Суть глобализации заключается в развитии взаимосвязей и усилении взаимозависимости между отдельными странами и географическими регионами мира.

Глобализация – это объективный социальный процесс, содержанием которого является возрастающая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, национальных политических, социальных систем, национальных культур и окружающей среды.

В упрощенном виде необходимо выделить следующие аспекты глобализации:

- технологический: глобализация была обусловлена рядом революционных достижений в отрасли микроэлектроники, оптической электроники и телекоммуникаций;

- культурный: изменение культурных традиций и социальных условий, но не в сторону развития мировой культуры, а в направлении расширения господствующих в развитых странах культурных ценностей;

- экономический: либерализация мировой торговли в рамках ВТО. Результатом этого является постоянный рост международной деятельности предприятий, переплетение и взаимная зависимость народных хозяйств;

- политический: возрастающая международная мобильность предприятий и их возможностей обостряет конкуренцию между государствами и ограничивает их суверенитет. Т.о., государства все меньше и меньше могут выполнять свои возрастающие социальные задачи;

- социальный: глобализация усиливает различие социального уровня развитых и развивающихся стран;

- экологический аспект: экологические проблемы, имеющие глобальные причины и последствия (глобальное потепление, озоновая дыра, загрязнение воды и воздуха) можно разрешить только совместными усилиями всех стран.

Процессы глобализации охватывают разные регионы мира и стимулируют фирмы к поиску лучших условий деятельности.

Учитывая внутреннюю противоречивость процессов глобализации, международные корпорации (МК) выбирают взвешенные стратегии своих действий в разных регионах мира. Каждой корпорации приходится вести конкурентную борьбу по трем направлениям:

с местными конкурентами данной страны;

с иностранными конкурентами в данной стране;

с иностранными конкурентами на зарубежных рынках.

Чтобы добиться успеха в условиях глобализации, МК приходиться предлагать, а местным фирмам принимать не отдельные действия компаний, а целый комплекс предложений - так называемые пакеты развития, включающие основные аспекты бизнеса.

Таким образом, для реального продвижения бизнеса к эффективному производству товаров и услуг необходимо использовать комплекс «пакет развития», включающий капитал, технологии, информацию, квалификацию и компетенцию персонала, рекламную и консалтинговую поддержку, сбытовую сеть и т.д. Конечно, можно использовать части пакета от разных фирм и дешевле, но в этом случае достижения мирового уровня производственных процессов замедляются. В этой связи необходимо обратить внимание на эффективность внедрения в Украине «пакетов развития» международных корпораций «Мак – Дональдс», «Кока – Кола», «Лукойл» и т.д.

Интернационализация бизнеса и менеджмента – объединение усилий национальных и международных компаний разных стран в осуществлении различных деловых операций.

С развитием процессов интернационализации формы международного бизнеса изменяются от простых к сложным. Различают следующие формы международного бизнеса:

- экспорт (импорт);

- лицензирование;

- управленческие контракты;

- совместные предприятия;

- международные корпорации.

Следует отметить, что в современных условиях внешнеторговые операции (самая простая форма международного бизнеса) составляют свыше 80% объемов международного бизнеса.

В настоящее время наблюдается модернизация экспорта. Наиболее распространенными формами такой модернизации являются локальное складирование и продажа (завоз большой партии товаров на склады с целью сокращения транспортных расходов) и локальная сборка и продажа (экспорт комплектующих деталей, сборка и продажа в различных странах).

Лицензирование означает передачу прав интеллектуальной собственности партнеру с ругой страны на условиях получения определенных доходов. Разновидностью его является франчайзинг.

Управленческие контракты являются способом направления фирмой части своего управленческого персонала в другую страну для оказания поддержки или выполнения специализированных управленческих функций в течение установленного периода за определенную плату.

Совместным предприятием называют такие международные фирмы, которые имеют двух или более учредителей – юридических лиц из разных стран.

1.2.2 Статус международной компании, ее критерии

Законспектируйте критерии международной компании

Говоря о международной предпринимательской деятельности, следует иметь в виду, что такие понятия, как «предприятие», «фирма», «корпорация», выступают синонимами. Они не подчеркивают ни управленческую, ни финансовую, ни организационную специфику, а лишь обозначают субъекта международных отношений. Прилагательное «международное» имеет также большое разнообразие смысловых значений: транснациональное, мировое, глобальное, мульти- или многонациональное предприятие. В менеджменте лучше оперировать нейтральным понятием «международная компания».

В связи с этим возникает принципиальный вопрос о статусе предприятий: являются ли они национальными или международными по характеру своей деятельности?

Постановка проблемы о статусе предприятия вытекает из экономических реалий сегодняшнего дня, ибо точное определение статуса предприятия как международного или национального само по себе будет задавать параметры предпринимательской политики, структуры и организации управления, кадровой политики фирмы, ее маркетинговых стратегий.

Полный перечень количественных критериев международного предприятия приводит профессор Марбургского университета Е. Дюльфер:

количество стран, в которых имеются филиалы;

число зарубежных филиалов;

доля иностранной балансовой стоимости в общей стоимости;

доля собственного производства зарубежных филиалов в общем объеме производства;

доля прибыли зарубежных филиалов в общей прибыли;

доли рынков за границей;

доля иностранных сотрудников в общей численности персонале;

удельный вес иностранцев в высшем звене рукровдства, где принимаются стратегические решения;

величина собственного капитала, размещенного за границей.

Однако чисто количественные критерии, которые присущи только крупным предприятиям, не позволяют рассматривать большую группу средних и мелких фирм, которые занимаются международным бизнесом. Поэтому сформулируем качественные признаки международного предприятия, которые могут дополняться количественными параметрами:

ориентация предпринимательской политики предприятия (продуктовой, ценовой, коммуникационной) не на внутренний, а на внешний рынок;

направленность организационной структуры фирмы на зарубежную деловую активность в различных формах: экспорт товаров, передача лицензий, лизинг, франчайзинговые соглашения, управление по контракту, а также прямое зарубежное инвестирование;

специализация персонала и структурных подразделений на международном бизнесе.

Итак, предприятие приобретает статус международного, если оно в своей предпринимательской политике (продуктовой, кадровой, ценовой, коммуникационной, сбытовой), организационной структуре и системе управления ориентировано не на национальное хозяйство и внутренний рынок, а на заграничную деловую активность.

Если функции предприятия направлены на национальное хозяйство, а экспортно-импортные операции не модифицируют организационную структуру фирмы, то речь идет о национальном предприятии.

Стимулы национальных компаний для перехода в статус международных:

увеличение товарооборота (прибыли);

увеличение производственных мощностей и использование эффекта масштаба;

использование связи с иностранными партнерами для разделения рисков;

снижение издержек производства и сбыта за счет более дешевых сырья и рабочей силы в принимающей стране;

расширение рынков сбыта и возможностей приобретения новых эффективных технологий (путем образования СП с местными предприятиями);

использование возможностей кредитно-финансовой системы, каналов сбыта и инфраструктуры принимающей страны.

1.2.3 Классификация международных компаний по отраслевой принадлежности, характеру собственности и организационно-правовым формам

Прочитайте

Классификация фирм по различным принципам позволяет получить представление об организационно-правовом положении фирмы, характере и масштабах ее деятельности, внутрифирменных отношениях в компаниях. Можно проводить классификацию по виду и характеру хозяйственной деятельности фирмы, характеру собственности и организационно-правовому положению.

По виду и характеру хозяйственной деятельности различают следующие фирмы, которые принимают активное участие в международном бизнесе и являются объектом изучения международного менеджмента: промышленные, торговые, транспортные, страховые, транспортно-экспедиторские.

Промышленные компании в основе своей деятельности имеют производство товаров, на долю которых приходится, как правило, более 50 % оборота. Большая часть международной торговли и зарубежных инвестиций приходится на крупные промышленные гиганты: транснациональные корпорации (ТНК) и многонациональные компании (МНК). Они занимают лидирующее положение в производстве и экспорте товаров, в торговле патентами и лицензиями, предоставлении технических услуг, ибо имеют высокий научно-технический потенциал. Крупнейшие фирмы выступают экспортерами предпринимательского капитала путем создания собственной сети филиалов и дочерних компаний как для создания и продвижения своей продукции на зарубежных рынках, так и импорта конечной и промежуточной со своих зарубежных предприятий.

Международные промышленные компании ведущих индустриальных стран – это сложные многоотраслевые комплексы, включающие предприятия различных отраслей и различного производственного профиля, торговые и транспортные компании, научно исследовательские центры, проектно-конструкторские бюро. Они создаются в процессе диверсификации производства, то есть соединения в одном комплексе широкого круга отраслей промышленного производства. Во-вторых, за счет проникновения одной компании в совершенно новые для нее отрасли производства и сферы деятельности, технологически между собой не связанные. Диверсификация приводит к расширению ассортимента выпускаемой продукции, что обеспечивает хозяйственную устойчивость фирмы. С другой стороны, наблюдается тенденции в условиях нарастания кризисных явлений к развитию аутсорсинга, когда промышленные компании, избавляясь от непрофильного производства, передают контракты на производства продукции под заказ на независимые предприятия. Современные промышленные компании имеют отраслевое ядро, состоящее из ряда взаимосвязанных производств, и характеризуются по доле преобладающего вида продукции в обороте фирмы на мировом рынке.

Торговые фирмы международной направленности проводят экспортно-импортные операции и охватывают сферу оптовой и розничной торговли.

Транспортные фирмы осуществляют международную перевозку грузов и пассажиров. Исходя из специализации транспорта, они делятся на судоходные, автомобильные, авиационные, железнодорожные.

Страховые фирмы осуществляют страхование грузов при международных перегрузках и страхование рисков при прямом иностранном инвестировании.

Транспортно-экспедиторские фирмы специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю за границей, выполняя поручения промышленных и торговых фирм.

Кратко законспектируйте определения

В практике сложились определенные типы объединений, которые различаются в зависимости от целей объединения, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в них предприятий.

1. Картель представляет собой объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся преимущественно совместной коммерческой деятельности – регулирования сбыта. На практике картель обычно выходит за рамки коммерческой деятельности, определяя ассортимент товаров, размеры их производства. Для картеля характерно наличие следующих признаков: 1) договорный характер объединения; 2) сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность; 3) совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хотя и в ограниченной степени, на ее производство.

2. Синдикат – эта разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

3. К объединениям картельного типа относятся также пулы. Пулом называется объединение предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределения прибылей его участников. Прибыли участников пула поступают в общий котел, а затем распределяются между ними в заранее установленной пропорции.

4. Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежавшие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не одна какая-либо сторона, как в картеле или синдикате. Трест отличается от других видов объединений сравнительной производственной однородностью деятельности, что проявляется в специализации на одном или нескольких аналогичных видах продукции.

5. Концерн – это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества. Объединенные в концерне предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерного общества или иного торгового товарищества. Концерн полностью контролирует деятельность входящих в него компаний.

6. Конгломерат – это организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым контролем целую сеть разнородных предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без всякой производственной общности. Объединяемые компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой деятельности фирмы-интегратора. Профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе. Объединяемые компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную самостоятельность, но оказываются полностью финансово зависимыми от головной компании.

7. Широкое распространение в некоторых странах (особенно в Англии, Франции) получило создание холдингов, которые сами не занимаются производственной деятельностью, а только осуществляют путем системы участия на основе владения значительными пакетами акций контроль над деятельностью входящих в них предприятий.

8. Финансово-промышленная группа объединяет юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия различных отраслей промышленные, торговые, транспортные, кредитные и др. В отличие от концерна, во главе финансовой группы стоит один или несколько банков, которые распоряжаются денежным капиталом, входящих в него компаний, а также координируют все сферы их деятельности.

1.2.4 Структурные единицы международных компаний

Обратите внимание на особенности транснациональных корпораций

По сфере деятельности компании могут быть национальными и международными, сфера производственной и коммерческой деятельности которых распространяется на зарубежные страны. Если компания создается на основе капитала одной страны, то она называется транснациональной корпорацией (ТНК) со штаб-квартирой в стране базирования.

Международная корпорация состоит из материнской компании (М), расположенной в стране происхождения (основание), и сети отделений (филиалов), которые размещены в принимающих странах. Решения материнской компании (штаб-квартиры) касается образование (закрытие, приобретение) отделений, местоположения, объемов и ассортимента продукции, рынков сбыта, потоков между филиалами и т. др. Эти стратегические решения фор­мують связи между материнской компанией и филиалами, с одной стороны, а также между филиалами — с другой. Кроме того, материнская компания и филиалы имеют связи с другими компаниями-партнерами. Следовательно, организация бизнеса в международных корпорациях основывается на специализации отдельных отделений и материнской компании на определенных видах продукции или видов деятельности. Существует две модели специализации: горизонтальная и вертикальная интеграция.

Горизонтальная интеграция означает такое взаимодействие отделений международной корпорации, при которой изготовление и реализация определенной продукции на международных рынках закрепляется за соответствующими отделениями с учетом всех расходов.

Внутрикорпоративное перемещение ресурсов организуется с целью эффективного обеспечения полного ассортимента товаров компании на рынке каждой страны. Имеется в виду достижение низшей стоимости или высшего качества в сравнении с изготовлением товаров каждым филиалом. То или другое отделение поставляет товары, на которых оно специализируется, не только на рынки своих стран, но и других регионов при условиях единой маркетинговой политики, стандартизации изделий, послепродажного обслуживания, использования единственных торговых марок, упаковки, фирменных знаков и т. д. Пример таких компаний автомобильные, бытовой электроники, компьютерные но др.

Процесс вертикальной интеграции базируется на специализации отдельных отделений за стадиями технологического процесса и сосредоточении изготовления конечной продукции в незначительном количестве филиалов, которые поставляют ее на мировые рынки. Такая интеграция широко используется, например, нефтяными международными компаниями. Вместо владения филиалами международные нефтяные корпорации получают нефть по контрактным соглашениям.

Природа международных корпораций в значительной мере отражается теорией интернализации, обоснованной Питером Бакли и Марком Кассоном.

В чем заключается теория интернационализации международных корпораций

Теория интернализации международных корпораций заключается в том, что рынки промежуточных продуктов и полуфабрикатов менее совершенны, чем рынки конечной продукции, поэтому изготовление промежуточной продукции целесообразно сосредоточить внутри компании, розмещия заказ между отдельными отделениями как в стране происхождения, так и за рубежом.

Интернационализация бизнеса и менеджмента — сочетание усилий национальных и международных компаний разных стран в осуществлении разнообразных деловых операций.

Если компания создается с участием капитала из двух или нескольких стран, то она называется многонациональной компанией (МНК) и может иметь две штаб-квартиры. Мы будем оперировать понятием международная компания (МК).

Характерными чертами международной компании являются:

наличие за рубежом сети производственных и сбытовых подразделений с ориентацией на а) выпуск определенной продукции для целевых рынков; б) сбыт продукции материнской компании и ее зарубежных филиалов; в) снабжение МК компонентами, сырьевыми и материальными ресурсами из-за рубежа;

технологическое кооперирование и специализация между материнской компанией и заграничными подразделениями;

контроль и координация деятельности из штаб-квартиры за заграничными организациями. МК имеет сложную структуру. Фирма, контролирующая деятельность других организаций из своей штаб-квартиры, называется материнской или головной компанией.

Организации, созданные за рубежом и находящиеся в сфере влияния головной международной компании, по своему организационно-правовому статусу подразделяются на филиалы, дочерние компании, ассоциированные фирмы (сюда относятся и совместные предприятия), представительства.

Филиал – это заграничная организация, на 100 % принадлежащая головной компании (ее собственность), которая управляет и осуществляет полный контроль над его деятельностью. В правовом и организационном плане заграничный филиал не является независимым от материнской компании, но в принимающей стране он регистрируется как юридическое лицо и имеет свой расчетный счет (баланс) и печать. Результаты его деятельности заносятся в общий консолидированный баланс материнской компании и пересчитываются в валюте страны базирования.

Дочерняя компания – это заграничная организация, контролируемая материнской компанией, которая владеет 50-ти процентным контрольным пакетом акций (уставного фонда). Результаты ее деятельности заносятся в общий консолидированный баланс материнской компании в соответствии с долей ее участия и пересчитываются в валюте страны базирования. Дочерние компании, как юридические лица, выступают на рынке от своего имени и за свой счет. Они сами подписывают контракты с покупателями и несут ответственность за их исполнение, а также отвечают юридически по своим обязательствам. Материнская компания не несет никакой ответственности за выполнение заказов и обязательств дочерней компании.

Ассоциированная фирма – это такая зарубежная организация, в капитале которой головная компания имеет долевое участие менее 50 %. В консолидированный баланс материнской компании заносятся результаты деятельности ассоциированной фирмы в соответствии с долей головной компании. Если головная компания владеет контрольным пакетом ассоциированной фирмы, то она назначает топ-менеджеров и осуществляет фактическое управление. Ассоциированные фирмы иногда еще называют зависимыми.

Представительство – это зарубежная организация, которая находиться на бюджете (полном содержании) материнской компании и деятельность которой не направлена на получение прибыли. Она представляет интересы материнской компании на зарубежном рынке, содействует заключению сделок, координирует работу с постоянными фирмами-заказчиками. Она имеет бюджет на содержание персонала, офиса, проведение рекламных компаний и другие представительские расходы.

Это – структурные единицы международной компании с позиций ее штаб-квартиры. Но если рассматривать зарубежные структурные подразделения МК, созданные на территории суверенного государства, то они будут классифицироваться по-другому, с учетом национального законодательства.

Совместное предприятие (СП) – фирма, созданная путем объединения капиталов из двух и более стран.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями могут быть зарегистрированы в следующих правовых формах:

общество с ограниченной ответственностью;

общество с дополнительной ответственностью;

закрытое акционерное общество;

открытое акционерное общество;

частное иностранное унитарное предприятие (зарубежный филиал с позиций МК).

1.2.5 Холдинги и альянсы как корпоративные объединения

Обратите внимание в чем особенности холдингов и альянсов

Наиболее распространенными формами современных корпоративных объединений являются холдинги и альянсы.

Холдинги и альянсы относительно похожи в том, что входящие в них фирмы остаются самостоятельными с точки зрения управления. Однако эти объединения существенно различаются по собственности. В холдинге все фирмы, входящие в него, принадлежат одному хозяину. В альянсе же все фирмы абсолютно независимы. Они лишь заключают добровольное соглашение о сотрудничестве по кругу конкретно определенных вопросов. Любая фирма в любое время может выйти из договора альянса.

Холдинговая компания является особым типом корпоративной смешанной структуры, создаваемой для владения контрольными пакетами акций других фирм с целью делового контроля над ними и управления их деятельностью. В состав холдинга могут входить фирмы, находящиеся в иерархическом подчинении друг другу. Иными словами, в холдинге могут быть головные компании и дочерние, либо зависимые, фирмы.

Итак, у холдинга основанием для взаимодействия фирм является единый собственник, у альянса – договор. Каждая из этих корпоративных структур дает своим фирмам-участникам определенные возможности и преимущества. Рассмотрим их.

Возможности холдинга.

1. Мультипликативный эффект. Участие собственника в нескольких, часто абсолютно разных, направлениях бизнеса. Это позволяет развивать успех в тех видах предпринимательства, где дела пошли наиболее успешно.

2. Контроль капиталов. Объем контролируемых капиталов многократно превосходит собственный. Это возможно за счет управления контрольными пакетами акций других компаний.

3. Глобальная конкурентоспособность. За счет своего многообразия и высокой концентрации капиталов холдинг может добиться конкурентных успехов на рынках многих стран, на которые фирмы холдинга распространяют свое влияние.

Преимущества холдинга.

1. Единый стратегический менеджмент. Все фирмы холдинга, несмотря на их разнообразие, реализуют общую стратегию в рамках объединения. Часто оказывается, что фирмы, казалось бы, очень далекие по характеру своей деятельности, могут оказать реальную профессиональную помощь друг другу.

2. Единая финансовая и налоговая политика. Она позволяет маневрировать денежными ресурсами и инвестициями, а также снижать

налоговое бремя. Последнее может быть достигнуто путем перераспределения прибыли и изменения налогооблагаемой базы отдельных фирм холдинга.

3. Снижение общего риска. Холдинг позволяет увеличить устойчивость каждой фирмы из своего состава, что снижает экономические риски.

4. Снижение издержек. Во-первых, за счет интеграции и замкнутых технологических цепочек. Во-вторых, за счет единой инфраструктуры – маркетинговой, банковской, телекоммуникационной, складской и иной.

5. Возможности ротации (перемещения) кадров. Перевод квалифицированных менеджеров и специалистов из одной фирмы в другую позволяет оперативно поддержать важные проекты. Временное усиление управления на ключевых направлениях позволяет получить от них максимальный эффект.

Международный стратегический альянс (МСА) – долговременное соглашение между фирмами разных стран о сотрудничестве при сохранении их полной самостоятельности. Он позволяет фирмам использовать ряд преимуществ корпоративных структур, сохраняя при этом свою независимость.

Действие договора альянса охватывает не все аспекты деятельности фирм. Согласованию подлежат лишь те направления, где имеются общие интересы. В то же время сотрудничество устанавливается на длительный срок, к тому же оно может углубляться и расширяться, охватывая все новые виды деятельности. Рассмотрим наиболее распространенные области взаимодействия в рамках МСА.

Сфера действия МСА.

1. Реализация совместных целей. Они могут быть как стратегическими, так и тактическими. Цели могут охватывать область производства, сбыта, снабжения, маркетинга и др.

2. Координация деловой активности. Альянс позволяет фирмам не только не вступать в прямую конкуренцию, сохраняя баланс интересов, но и поддерживать друг друга в важных для партнера направлениях.

3. Взаимодействие в использовании ресурсов. Это касается материальной сферы (оборудование), технологий (новые разработки), финансов, кадров (менеджеры и специалисты).

4. Создание координационных структур. Они позволяют принимать согласованные решения по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Преимущества МСА.

1. Взаимоподдержка фирм в долговременной перспективе. Принимая важные решения, которые могут затронуть интересы партнера, фирмы ориентируются на поддержку друг друга.

2. Деловые связи. Продолжительные и устойчивые связи обеспечивают стабильные многолетние заказы, занятость, сбыт.

3. Преумножение конкурентных преимуществ. Объединяя сильные стороны разных участников альянса, можно добиться создания новых конкурентных преимуществ.

4. Компенсация слабых сторон. Каждый участник альянса может минимизировать свои недостатки с помощью белее сильных партнеров.

Итак, международные холдинги и альянсы как современные формы корпоративных структур помогают фирмам деловым партнерам из разных добиваться возрастания конкурентных преимуществ и быть устойчивыми на мировом рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: