Закладываемые в задатках процессы энергоразвития определяют потенциальную способность к произвольному изменению внешней среды. В современной психологии существует понятие активности. Данное понятие включает как произвольные, так и непроизвольные действия. Для понимания сущности происходящих процессов было бы более правильным введение термина характеризующего способность организма к произвольному изменению, структурированию внешней среды, назовём его ЖИЗНЕННОЙ АКТИВНОСТЬЮ.
Живые организмы обладают способностью приспособления к изменениям внешней среды и способностью приспособления самой внешней среды для своего существования. И если термин активность применим к обоим этим процессам, то термин ЖИЗНЕННАЯ АКТИВНОСТЬ применим только к способности организмов приспосабливать, а точнее структурировать окружающее пространство. В терминах математики ЖИЗНЕННУЮ АКТИВНОСТЬ можно характеризовать как функцию, зависящую от потенциальной энергии всех имеющихся у организма задатков - программ энергоразвития, проявляющихся в кинетических изменениях структур внешней среды. То есть, это функция внутреннего состояния организма на момент рождения в определённых условиях внешнего мира. Произвести непосредственные замеры данной функции не представляется возможным. Однако представляется возможным оценить её величину по структурным изменениям окружающего пространства.
|
|
Внешняя среда постоянно меняется. Диапазон изменений внешней среды, в которых организм ещё может жить, определяет жизнеспособность организма. Термин жизнеспособность проявляется в действиях организма по отношению к внешней среде. Говоря языком математики, жизнеспособность является переменной функцией зависящей от состояния внешней среды и ЖИЗНЕННОЙ АКТИВНОСТИ.
Таким образом, млекопитающие пошли не по пути сиюминутного приспособления к существующим условиям, а по пути накопления запаса жизненных сил, жизненной потенции, позволяющих выживать в более широком диапазоне изменения внешней среды. Однако за это пришлось расплачиваться удлинением периода несамостоятельности - периода детства. "Потенциальный эволюционный путь" дал сильный толчок для развития мозга, изначально формировавшегося как органа движения. Появление нервной системы приводит к появлению способности произвольных движений во внешней среде. Эволюция мозга - это эволюция способностей организма к произвольным движениям во внешней среде. Эволюция человеческого мозга – это, прежде всего, усиление этих способностей.
Как правило, для эффективной работы мозга необходим относительный покой. Однако некоторые виды суфийских практик, ритуальные танцы и разного рода коллективные действа подводят к мысли, что и "эволюционный кинетический путь" (путь коллективного сознания насекомых) не закрыт для людей полностью. Отметим, что качественный скачок в развитии мозга тесно связан с качественным изменением способности пространственного перемещения и с изменением качества в способности структуризации окружающего нас пространства.