Б) Ученье - свет, да неучёных тьма. Вопрос о качестве обучения

Здесь скрыто различие между знанием и пониманием. Знанием является лишь некая информация, которая может быть передана словами, т.е. это продукт левополушарной деятельности мозга, ограниченной индивидуальным опытом. Понимание – продукт целостного и правильного (адекватного - специально для психологов) восприятия мира, и оно не всегда может быть передано словами, лишь образами. Понимание – продукт правополушарной деятельности мозга. Так, логически безупречными предложениями можно выстроить образ, который будет восприниматься как «полная ахинея».

В эволюционном плане, при формировании ребёнка именно правое полушарие раньше «включается в работу». Само постижение мира невозможно без деятельности правого полушария мозга. Оно является ведущим на протяжении ряда лет жизни ребёнка. Роль левого полушария нарастает постепенно вместе с формированием понятий и представлений. И вдруг – встряска: школа, где резко возрастает нагрузка именно на левое полушарие, когда большинство детей к этому ещё не готово. Последствия известны всем.

Беда современной школы – не в наличие огромной логической информации, которая должна быть воспринята учащимися и даже не в том, КАК преподносится эта информация (зачастую она преподносится так, что дети заранее отвергают и учителя и, следовательно, всю идущую от него информацию). Беда современной школы в том, что она не может обеспечить правильную нагрузку обоих полушарий мозга.

Значительная загрузка именно левого полушария, без включения в работу правого (или, паче чаяния, включение его в режиме недоверия и отрицания) приводит к дисбалансу в работе мозга, сбою в работе систем организма, ухудшению здоровья учащихся, к их неправильной самооценке и, следовательно, к неправильному восприятию окружающего мира. И все эти причины являются не биогенным, а социальным фактором в будущем сдвиге учащихся в сторону ОНО. Здесь, в школе происходит первое и жёсткое разделение на биологические ранги, которое с годами только закрепляется. Те из детей, которые самостоятельно учатся в ответ на одностороннюю «загрузку» левого полушария «загружать» своё воображение становятся успешными в учёбе. Кто нет, те либо становится «двоечниками» (при этом, имея зачастую высокий биологический ранг), либо платят здоровьем за такой дисбаланс.

Следует учитывать, что функциональная асимметрия мозга различна не только в разные периоды развития человека (гетерохронность функциональной асимметрии – опять, специально для психологов), но она существенным образом отличается у мужчин и у женщин. Также, на мой взгляд, существуют значительные отличия в функциональной асимметрии мозга различных рас. Одним из существенных факторов является функциональная асимметрия мозга в период бодрствования и период сна. И здесь находится ключик к пониманию вещих снов и множеству других не менее интересных вещей.

У меня нет данных о функциональной асимметрии мозга представителей жёлтой и чёрной расы, на мой взгляд, они должны несколько отличаться, поэтому буду говорить о представителях лишь белого человечества. В дневное время у представителей белой расы функциональная асимметрия сильно сдвинута в сторону функционирования левого полушария. Считается, что у мужчин она ярче выражена, чем у женщин. Зато в ночное время, наоборот, наблюдается сильный сдвиг в сторону правополушарной деятельности. Во снах отсутствует обычная логика дня, логика левого полушария, но в них есть своя логика, логика ассоциаций (которую, кстати, можно заметить и в дневное время, если отслеживать свободное течение потока ассоциаций).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: