Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

Власть носила сугубо общественный характер. Она исходила от рода, который непосредственно формировал органы самоуп­равления. Властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Органами общественной власти при первобытнообщинном строе являлись родовые собрания; старейшины (вожди), кото­рые избирались из наиболее авторитетных, уважаемых членов рода; военачальники, выполнявшие функции власти во время войны. Религиозные функции власти осуществляли жрецы. Все эти должностные лица могли быть смещены собранием рода и осуществляли возложенные на них полномочия под его конт­ролем. Специального аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами, в родовой организации не было. Все основные вопросы жизни и деятельности рода реша­лись народным собранием. Роды входили в более крупные объединения. Высшей формой объединения родов являлось племя, а иногда и союз племен. Об­щими делами племени руководил совет, который состоял из ста­рейшин и военачальников родов. В первобытном обществе действовали определенные правила поведения — социальные нормы. Такими нормами были обычаи — исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени и стали естественной жизненной потребно­стью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения, т.е. служили регулятором общественных отношений. Многие их них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с отправлением укоренивших­ся обрядов и ритуалов. Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следу­ющем: они исходили от рода и выражали его волю и интересы; они действовали в силу привычки, исполнялись доброволь­но, а в случае необходимости их соблюдение обеспечива­лось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыб­лемость обычаев, не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение (внушение), а иногда и при­нуждение, которое исходило от всего рода или племени; в то время не было никакого различия между правами и обя­занностями членов родового общества: право воспринима­лось как обязанность, а обязанность — как право. Следовательно, общественная власть и нормы поведения в эпоху догосударственного общества соответствовали уровню его экономического, социального, интеллектуального, культурного и духовного развития, зрелости самого человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: