Русское искусство Нового времени

Искусство Руси Нового времени стало входить в русло общеевропейского и впервые приобрело отчетливо выраженный светский характер. Существенно меняется архитектурный облик как гражданских, так и религиозных сооружений, основанных на ордерной системе. Законченным выражением принципов архитектурынового времени стала Северная столица России — Санкт-Петербург, имевший, в отличие от радиально-кольцевой планировки большинства русских средневековых городов, складывавшихся стихийно, структуру рационально спланированного ансамбля.

Петербург стал воплощением культурных преобразований Петра, и на его строительство требовались такие затраты, которые потребовали оттока средств из других городов, где петровским указом, к примеру, было приостановлено каменное строительство (1714). В Петербурге впервые была введена практика типового проектирования зданий согласно состоятельности владельца. При этом «именитые» (помещики и богатые купцы) должны были строить двухэтажные каменные типовые здания с применением ордерной системы, «подлые» и «зажиточные» — маленькие и покрупнее мазанковые дома, фасадами не контрастирующие с первыми и основанные также на принципах ордерной архитектуры.

Вполне естественно, что первыми архитекторами, украсившими город монументальными постройками, были иностранные зодчие, из которых наиболее прославленный Д. Трезини стал автором проектов Петропавловского собора и Петровских ворот Петропавловской крепости, здания Двенадцати коллегий, Летнего дворца Петра в Летнем саду и др. Д. Трезини, А. Шлютер и М. Земцов развивали барочное направление в русской архитектуре начала XVIII в.

Точно так же к опыту мировой культуры приобщается и живопись, где решительно утверждаются новые жанры и техника. Ведущее место теперь занимают полотна со светскими сюжетами, выполненные маслом. Повсеместное применение находит прямая перспектива, сменившая обратную, а также изображение человеческого тела с учетом анатомии, более реалистичное, чем его трактовка в древнерусской живописи. Однако этот стиль, вполне отвечающий потребностям светского искусства, проникает и в церковную живопись, изымая из нее одухотворенность и условность, а мир иконы, ее пространство, профанизируется и лишается той ауры особенности, которая и делала ее предметом культуры.

Наиболее распространенным в это время становится жанр парадного портрета (в рост и погрудного, парного и двойного), наилучшим образом отвечающего требованиям классицизма и способствующего утверждению сословного самосознания и идеологии абсолютизма. Становление русского портрета в значительной мере связано с именем И.Н. Никитина (портрет канцлера Г.И. Головкина).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: