Роль и значение христианства в европейской культуре, общественной морали, государстве и праве

Отличие христианства от языческих верований

Христианство: единый Бог - надмирный творец и властелин мира, надмирный Дух, свободно творящий не только природу, но и человека. Человек отчасти принадлежит природе, выступает как личность с его свободой, уникальностью, способностью к творчеству. В человеке есть что-то божественное, это «что-то» - не природная сила, а способность быть личностью.

Язычество: множества богов - олимпийцев, олицетворяющих мировые силы и подчиненных космическому порядку.

Исторические предпосылки христианства

Вера во всемогущего Бога берет свое начало в иудаизме - религии древних евреев. Эта вера выражает трагическую историю народа, описанную в Ветхом Завете. Именно у ветхозаветных мудрецов впервые появляются те духовные запросы, на которые смогло ответить христианство. Бог Ветхого Завета обращен ко всему народу в целом, а Бог Нового Завета обращен к каждой личности. В Ветхом Завете можно увидеть жажду человека к подлинной встрече с Богом и стремление духовно освободиться от подчинения внешней стороне жизни.

Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека. Вначале христианская свобода реализовывалась главным образом в духовно-нравственной сфере. Затем стала выражаться в преобразовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного знания. Характерно внимание к человеческой душе, ее самым сокровенным внутренним переживаниям. Христианство ликвидировало смысловую пропасть между «естественным» и «искусственным», ибо мир предстал как творение всемогущего и свободного личного Бога. Были заложены смысловые основы для появления экспериментальной науки.

В условиях всеобщего упадка культуры после разрушения Римской империи только церковь господствующим социальным и политическим институтом. Христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах.

К концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры, принялась открывать духовные семинарии.

Главная проблема, которую старались решить отцы церкви, заключалась в том, чтобы освоить знания «язычников», определив при этом границы между разумом и верой. Христианство было вынуждено соперничать с разумом язычников, таких, как эллинисты, римляне, с иудейской ученостью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: