Отличительными чертами современного периода развития социальной психологии являются:
A) Двойственный характер статуса социальной психологии. Данное положение, отражающее особенности предмета социальной психологии как науки, закреплен в США, например, еще и организационно, поскольку секции социальной психологии существуют как внутри Американской психологической, так и внутри Американской социологической ассоциаций.
Б) «Смешение» школ и направлений как по используемой ими терминологии, отражающей теоретическое понимание природы человека, так и по преобладающей проблематике исследований. Например, типичный термин бихевиоризма «научение» представлен и в других теориях, например, в когнитивизме. Термины психоанализа «агрессия» и «подражание» получили новую жизнь в работах Миллера и Долларда - представителей бихевиоризма.
B) Отказ от крупных теорий и переход к средним. Нечеткость решения основного вопроса, а именно проблемы понимания природы человека, характера его взаимоотношения с социальным окружением, влечет неясность в понимании места и значения получаемых экспериментальных данных. В итоге «конвертируемость» этих данных, получаемых представителями «средних» теорий, обеспечивается лишь в пределах узкого круга рассматриваемых проблем.
|
|
В последнее время наметились критические тенденции в развитии социальной психологии. Одной из причин является наличие большого количества эмпирических данных, но одновременно их низкая эффективность в решении острых социальных проблем. Поэтому возрастает интерес к теории и по-новому встает вопрос соотношения теоретического и эмпирического уровней знания. Этот интерес обусловлен в первую очередь сложностью объекта исследования социальной психологии, отсутствием хорошо разработанных моделей теоретического знания, поскольку психология долго существовала в недрах философии. Теоретическая точка зрения стимулирует и ведет исследование, и поэтому разработка теорий - важнейшая задача социальной психологии" (Шоу и Констанцо).
Рождение и фактическое нахождение социальной психологии на стыке двух наук (психологии и социологии) обусловливают большое внимание к критериям, определяющим лицо науки, и к научным теориям. В этом плане предлагаются следующие критерии:
- экономичность теории, то есть ее способность подчинить многие наблюдаемые отношения одному единственному принципу;
- возможность теории использовать многочисленные переменные и принципы в различных комбинациях для предсказания явлений;
- теория должна быть настолько простой, насколько это возможно;
|
|
- экономичность в объяснении феноменов; теория не должна противоречить другим соотносящимся с ней теориям, которые имеют большую вероятность истинности;
- теория должна давать такие интерпретации, чтобы можно было установить «мост» между ними и реальной жизнью;
- теория должна служить не только цели исследования, но и общему прогрессу науки.
Утверждается, что выдвигаемые в социально-психологической практике гипотезы должны быть релевантными не столько теориям, сколько социальной практике, а основным методом проверки гипотезы должен стать эксперимент не лабораторный, а полевой. По-новому ставится вопрос и о социальной роли науки. В этом плане преодоление «нейтрального» положения исследователя на самом деле будет выражаться в непосредственном включении методологических основ, связанных с пониманием природы человека, общества и их взаимоотношений в контекст экспериментального исследования, что позволит получать не «очищенные» лабораторными условиями данные, а исследовать полидетерминированную социально-психологическую реальность.
Одной из тенденций развития современной зарубежной психологии является определенная поляризация американской и европейской школ. Основные доводы критиков американского образа социальной психологии сводились к следующему:
а) американская социальная психология - не наука в строгом понимании слова: ей пытаются придать наукообразный вид путем привлечения математических процедур и метода лабораторного эксперимента, но каждая из школ имеет свои стандарты исследования; б) отражением влияния позитивизма является то, что вся деятельность социальных психологов сводится к экспериментальному подтверждению тривиальных истин и афоризмов здравого смысла; отсутствует теоретическая работа по обобщению данных; в) сильное влияние американской идеологии, которое проявляется в принятых моделях человека, общества и взаимодействия между ними (человек предстает как мотивированное сугубо экономическими выгодами существо); г) поверхностное понимание социального как множества, или суммы отдельных единиц без учета опосредованности человеческого взаимодействия символическими системами, языком, общением; рассмотрение общения не как субъект-субъектного процесса, а как субъект-объектного.
Рис. 9
Сравнительный анализ западноевропейского и американского подходов в социальной психологии
Критерии сравнения | США | Западная Европа |
Подход | Микроанализ (поведенческий) | Макроанализ (структурный) |
Сфера исследования | Психология организации; человек в организации | Социология организации; организация в обществе; организация в целом |
Акцент | Люди: их потребности и установки, события внутри системы (организация) | Взаимодействие системы (организации) с окружающей средой |
Ориентация | Функциональная (ориентация на процесс) | Структурная |
Методы | Лабораторный эксперимент, опросы, наблюдение, лонгитюдные исследования, исследование отдельных (единичных) объектов | Сравнительный анализ исследований |
Идеология | Представление об обществе как гармоничном, сохраняющем статус-кво (консерватизм) | Представление об обществе как о конфликтной динамичной системе |
Основная ориентация ведущих исследователей | Практическая теория, связь со школами бизнеса, тесное взаимодействие с деловыми кругами, технический подход | Абстрактная теория, связь с факультетами социологии, эпизодические контакты с деловыми кругами, стремление развивать теорию |
Применение подходов: А) организация труда; Б) развитие | Обогащение труда; неофициальное участие в управлении; процессуальный, «человеческий» фактор | Совершенствование социотехнической системы; демократия производственного управления; технологический структурный фактор |
Все это привело к выдвижению общей платформы, воплотившей замысел европейских ученых относительно нового образа социальной психологии. По их мнению, это должна быть наука, реально учитывающая взаимосвязь человека с социальным окружением. В предлагаемом позитивном образе социальной психологии вычленяется три основных постулата (П.Н. Шихирев): 1) не методы, а теория диктует ход исследования; 2) социальная психология должна иметь своим предметом смысловой, знаковый аспект общения; 3) социальная психология зависит от мировоззренческих установок социальных психологов, которые должны осознавать общественную значимость своей деятельности.
|
|
Такой подход заложил основы нового понимания роли социального психолога как ответственного и компетентного субъекта социальных преобразований в обществе.