В истории развитии экологии выделяют следующие периоды:
1. период до 1866 года (определение «экология» и обоснование ее в качестве самостоятельной научной дисциплины). Характерной чертой этого периода является отсутсвие собственного понятийного аппарата. Этот период завершается определением «экологии2 которое дал в 1866 году немецкий ученый Эрнест Геккель. Термин «экология» произошел от греч «ойкос» - дом и «логос» - наука (наук об организмах у себя в доме). Геккель дал следующее определение экологии – это сумма знаний, что принадлежит к экономике природы – изучение всей совокупности взаимоотношений животных и окружающей среды, как органического, так и неорганического и прежде всего ее дружеских или вражеских отношений.
Экология как биологическая дисциплина возникла в середине 19 века, но превратилась в самостоятельную науку на стыке 19 и 20 веков. Однако, еще в древних египетских, индийских, китайских и европейских письменных источников 4-2 вв. до н.э.
Эмпедокл | пишет о связях растений с условиями окружающей среды, о их зависимости от окружающей среды; | |
Гиппократ | выдвигает идеи о влиянии факторов среды на здоровье людей; | |
Аристотель | классифицирует животных по образу жизни и способу питания; | |
Теофраст | приводит сведения о зависимости формы и особенностей роста растений от почвы и климата; | |
В средние века науки о живой природе развивались очень медленно из-за религиозного догматизма и схоластики. В эпоху Возрождения интерес к научным исследованиям, к накоплению знаний о природе проявляется с новой силой. Этот период знаменуется великими путешествиями, открытиями, описанием новых земель с их растительным и животным миром. | ||
К. Линней | закладывает основы научной систематики; | |
Ж.Л. Бюффон | в «Естественной истории» уделяет внимание связям организма и среды, влиянию природно-климатических факторов на организм; | |
Ж.Б. Ламарк | обращает внимание на значение внешних условий в эволюции растений и животных; | |
А. Декандоль | в «Ботанической географии» описывает влияние абиотических факторов на растительный организм; | |
Бефо | основная причина перерождения видов внешние условия; | |
Т. Мальтус | работа о народонаселения (предложил уравнение экспотенциального роста людей) | |
Гумбольдт | основатель биогеографии; | |
Ю. Либих | 1840г. предложил закон минимума; | |
Ч. Дарвин | 1859г. работа о происхождении видов; | |
Э. Геккель | 1866г. предложил термин экосистема; | |
2 период с 1866 по 1935гг. (определение экосистемы). Это период формирования факториальной экологии, вскрытия закономерностей отношения животных и растений к разнообразным абиотическим факторам. | ||
К. Мёбиус | 1877г. термин «биоценоз» как сообщество организмов, теснейшим образом связанных между собой; | |
У. Хэдсон | 1896г. понятие «волны жизни» для описания динамики численности животных; | |
В. Шелфорд | 1911г. сформулировал закон толерантности; | |
Г.Н. Высоцкий | понятие «экотоп»; | |
В.Н. Сукачев | учение о растительных сообществах; | |
А. Лотка | заложил основы математической экологии; | |
В.И. Вернадский | 1926г. книга «Биосфера», в которой показал планетарную роль всех живых организмов; | |
Ч. Элтон | 1927г. первый учебник по экологии. Разделы учебника: популяционная экология; экологические пирамиды; трофическая ниша. | |
Г.Ф. Гаузе | 1934г. принцип конкурентного исключения; | |
А. Тенсли | 1935г. понятие «экосистема». | |
Третий период с 1936г. до начала 70-х годов 20 века. Период синэкологических исследований – изучение взаимоотношений популяций в экосистемах. Основной методологией становится системный подход. Основу этого периода составили следующие положения: - оформление экологии как фундаментально-теоретической дисциплины; - представление о нахождении природы в равновесии; - синэкологический подход; - малый «вес» эволюционных факторов в развитии экосистем; - стремление к их классификации. | ||
В.Н. Сукачев | 1942г. термин «биогеоценоз»; | |
В.И. Вернадский | 1944г. учение о ноосфере; | |
А.Н. Формозов, Г.Е.Бургин | 1958г. понятие «природопользование»; | |
Р. Уиттекер | 1965г. концепция экологического разнообразия. | |
Четвертый период с начала 70-х годов по середину 80-х годов 20 века. Тезы третьего периода были противопоставлены антитезам: - трудности в выявлении общих законов развития сообщества; - постоянное нарушение равновесных состояний; - повышенный интерес к популяционным исследованиям; - изучение экосистем в их развитии. Пятый период последние 15-20 лет. Становление истинно системного подхода к изучению экологических объектов. | ||
|
|
|
|