1. Инверсия — изменение нейтрального порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла:
- Вывели лошадей. Не понравились они мне.
- Зимы ждала природа.
2. Эллипсис — пропуск какого-либо члена предложения, чаще сказуемого, в стилистических целях:
- Тёркин мой — к огню поближе (Твард.).
- Я за свечку, свечка — в печку (Чук.).
3. Умолчание — незаконченное высказывание, используется для выражения напряженной, взволнованной речи:
- Я страдал… Я хотел ответа… Не дождался… Уехал… (Ее).
4. Вопросительное предложение — синтаксическая организация речи для смыслового и эмоционального выделения центров, создаёт манеру беседы:
- Что же такое эта сигнализация?
- Как выйти из кризиса?
5. Риторический вопрос — вопрос, в котором содержится утверждение:
- Кто же не радовался солнечному лучу?
- Жизнь моя? Иль ты приснилась мне? (Ее).
6. Риторическое обращение — выделение важных смысловых позиций, идей:
- Не шуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несётся песня к милой до порога
|
|
- Голова ты моя удалая, до чего ж ты меня довела! (Ее).
7. Риторическое восклицание — для демонстрации высшей точки концентрации чувств:
- О времена, о нравы! (Цицерон).
- Да здравствует Солнце, да скроется тьма! (П.).
8. Период — синтаксическая структура, в которой 1-ая часть – эпическое повествование, 2-ая — вывод:
- Если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда и красота, если хоть в малой степени есть,- то не заслуга ли это в первую очередь великой литературы?
9. Параллелизмы — сходное расположение элементов, однотипное построние:
- Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел
- Книга — хранилище знаний. Книга — вместилище всего вел кого опыта человечества. Книга — неистощимый источник э тетических раздумий.
10. Градация — постепенное, последовательное усиление или ослабление образов, сравнений, эпитетов и других средств художественной выразительности, «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием впечатления:
- Не жалею, не зову, не плачу, …
- Звериный, чужой, неприглядный мир.
- Никто не даст нам избавленья, Ни Бог, ни царь и ни герой…
11. Антитеза — стилистическая фигура контраста, сопоставление, противопоставление противоположных понятий:
- Глупый осудит, а умный рассудит.
- Как медлит время, когда мы спешим, и как оно спешит, когда мы медлим.
12. Анафора — повтор, повторение начальных слов:
- Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём.
- Не та стала Россия, не та Москва, не те стали мы с вами.
Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! (А.К. Толстой «Коль любить, так без рассудку...»)
|
|
13. Эпифора — повтор, повторение конечных слов:
- Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник. Почему именно титулярный советник? (Г.).
14. Композиционный стык — повтор слова в середине фразы или на стыке двух предложений:
- О, весна, без конца и без края, без конца и без края мечты (Бл.).
15. Присоединительные конструкции, парцелляция — разделение предложения на части; является средством экспрессии создания новых смыслов:
- Он пришёл домой поздно вечером. Один. Когда все перестали его ждать.
- Река ошалела от весеннего напора воды. Клокотала. Бурлила. Требовала простора.
- На дворе осень. Поздняя (Аст.).
16. Именительный представления — изолированный номинатив, называет тему повествования, призван вызвать интерес к предмету высказывания, усиливает его звучание:
- Долгожители. Думаешь о них, и в памяти возникают Мафусаилы нашего времени…
17. Разговорные синтаксические конструкции — особая организация речи, которая создаёт экспрессию, так как отражает особенности разговорного стиля:
- С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе (Пан.).
- А Седьмая симфония Шостаковича — она же помогла выстоять Ленинграду
18. Вопросно-ответные конструкции - неполные предложения, образующие диалогическое единство; из разговорной речи проникают в художественную и публицистическую речь:
- Какие новости?- спросил офицер.
- Хорошие!
19. Односоставные предложения, неполные предложения, ряды однородных членов, вводные структуры и др. — могут быть средством выразительности:
- Золото холодное луны, запах олеандра и левкоя (Ее).
- Фёкла, за доктором! (М.Г.).
- За всё я отвечаю в этом мире — за вздохи, слёзы, горе и потери (Март.).
- К нашему счастью, взошло наконец прекрасное солнце (Пришв.).
20. Многосоюзие — такое построение строфы, эпизода, стиха, абзаца, когда все основные входящие в него логически значимые фразы (отрезки) связаны одинаковым союзом:
Пример: И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды. (И.А. Бунин «Одиночество»)