Наконец, еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в трансактном анализе - направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия (Берн, 1988). Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США) в ответ на необходимость оказания помощи людям, имеющим проблемы в общении.
Наблюдая поведение людей, Берн обратил внимание, что один и тот же человек может во время разговора вести себя то как взрослый, то как ребенок, то копировать поведение своих родителей. Анализируя подобные явления, Берн пришел к идее сложного строения личности, наличия в ее структуре трех составляющих, которые обусловливают характер общения между людьми.
С точки зрения трансактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как "Родитель", "Взрослый", "Ребенок". Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция "Ребенка" может быть определена как позиция "Хочу!", позиция Родителя как "Надо!", позиция "Взрослого" — объединение "Хочу" и "Надо") (схема 9).
Особенности позиций следующие:
1) Родительское "Я" (критическое или заботливое) - состоит из правил, норм, позволяющих индивиду успешно ориентироваться! в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами.
2) Взрослое "Я" - состояние, принимающее и логически перерабатывающее поступающую информацию, принимающее решения обдуманно, без эмоций, проверяя их реалистичность.
3) Детское "Я" (естественное или спонтанное, приспосабливающееся, бунтующее) - состояние, следующее на поводу собственным желаниям, советам взрослых, родителей, проявляющее творчество, оригинальность, показывающее свою слабость при невозможности самостоятельного решения проблем.
Все состояния "Я" необходимы, правильны и выполняют определенные функции. Вопрос заключается в том, когда и какое "Я" активно, нет ли ощутимых диспропорций в представленности определенного "Я", неадекватности использования данных позиций. Форма репрезентации каждого из состояний обнаруживается в трансакции. Трансакция - единица коммуникации между двумя или более персонами. Трансакции показывают, с каких инстанций личности (состояний) собеседник обращается к другому человеку.
Бывают разные виды трансакций.
Позиции "Я" и типичные способы поведения и высказываний в ходе взаимодействия
Позиции | Типичные способы поведения | Типичные высказывания |
Заботливый родитель | Утешает, исправляет, помогает | «Не бойся», «Мы все тебе поможем» |
Критический родитель | Грозит, критикует, приказывает | «Опять ты опоздал на работу?», «Каждый должен выполнять свои обязанности и не ссылаться на причины», «К вечеру все сделать!» |
Взрослый | Собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решения | «Который час?», «У кого же может быть это письмо?», «Эту проблему мы решим в группе» |
Спонтанный ребенок | Естественное, импульсивное, хитрое, эгоцентрическое поведение | «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе», «Вы это сделали просто замечательно, я бы так не смог!», «Ух ты, какая красота получилась!» |
Приспосабливающийся ребенок | Беспомощное, боязливое, приспосабливающееся к нормам, уступчивое поведение | «Я бы с радостью, но у нас могут быть неприятности», «»Что же я теперь должен делать?» |
Бунтующий ребенок | Протестующее, бросающее вызов поведение | «Я это делать не буду!», «Вы этого сделать не сможете!» |
Все состояния "Я" необходимы, правильны и выполняют определенные функции. Вопрос заключается в том, когда и какое "Я" активно, нет ли ощутимых диспропорций в представленности определенного "Я", неадекватности использования данных позиций. Форма репрезентации каждого из состояний обнаруживается в трансакции. Трансакция - единица коммуникации между двумя или более персонами. Трансакции показывают, с каких инстанций личности (состояний) собеседник обращается к другому человеку.
Бывают разные виды трансакций:
параллельные (дополнительные) - трансакция-стимул и трансакция-ответ не пересекаются, а дополняют друг друга (например, обращение "Взрослого" к "Ребенку", ответ "Ребенка" "Взрослому");
пересекающиеся - трансакция-стимул и трансакция-ответ пересекаются (например, обращение "Взрослого" к "Взрослому", а ответ критикующего "Родителя" "Ребенку");
скрытые - трансакции, смысл которых не связан непосредственно с наблюдаемым поведением и буквальным текстом высказывания (например, за безобидным внешне содержанием скрывается очень обидный подтекст).
Взаимодействие эффективно тогда, когда трансакции носят "дополнительный" характер, то есть совпадают: если партнер обращается к другому как "Взрослый", то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции "Взрослого", а тот отвечает ему с позиции "Родителя", то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае трансакции являются "пересекающимися".