К шестидесятым годам XIX века относится возникновение концепции почвенничества. Ее представителями были А. Григорьев, братья Достоевские, Н. Страхов. Главной их идеей была идея «национальной почвы» как основы социального и духовного развития России. Почвенничество - своего рода консервативная форма философского романтизма – отличалось также определенной религиозной ориентированностью. Ф. М. Достоевский представлял всю историю человечества как борьбу за торжество христианства, причем русскому народу приписывалась миссия духовного спасения мира. Во многом почвенничество было близко доктрине официальной народности («православие, самодержавие, народность»).
Достоевский. Вначале в кружке петрашевцев. Ссылка, Сибирь. испытал «перерождение убеждений». Теперь отправной пункт не во внешнем преобразовании социальной среды, а во внутреннем преобр-нии личности. Развёртывает программу почвенничества - попытка примирить народ и интеллигенцию, религиозную традицию и новоевропейскую образованность, славянофильские и западнические начала. Ставит вопрос об антропологических корнях социального зла и о необходимости этического фундамента, без которого эта свобода вырождается в разрушительный и асоциальный произвол. Основной круг духовных и умственных интересов Достоевского: «тайна человека», загадка красоты, смысл истории смысл жизни... Д. считает, что главное в человеке не рассудок, а воля ® личность, способная подчинить себе внешние обстоятельства. Далее в своих произведениях Д. выясняет путём «жестокого» эксперимента над героями те трагические пределы, за которыми утрачивается человечность и зло оказывается необратимым. Пишет об одинокости человека в современной европейской разобщённой цивилизации. Спасение - идеал положительного человека. Возлагает большие надежды на русский народ как на носителя высшей духовной истины, которая утрачена Западом, и на патриархально-монархические устои. Видит Россию во главе мировой православной империи (утопия). Выступает против любого бунта. За примирение народов - высшее призвание России. Это назвал «русским социализмом». В центре его картины мира находится человек, ощущающий не преложность своего «Я» перед лицом всей Вселенной.
|
|
Выступающий с позиций почвенничества А.А. Григорьев /1822-1864/ в целом признавал определяющее значение патриархальности и религиозных начал в русской жизни, но очень критично отзывался о романтическом мировоззрении классического славянофильства: "Славянофильство верило слепо, фанатически в неведомую ему самому сущность народной жизни, и вера вменена ему в заслугу