Культура и личность в современном мире. Проблема цивилизации

Кризис культуры –проблема с к. 19 и 20 ввек. Развитие проблемы –формирование культурологии как науки в целом. Культурология связана тесно с философией,.развивалась в рамках философия истории и философия культуры. Во 2 пол. 19 века происходит усиление к вопросу культуры. Изучаются проблемы культуры, как особые явления. В 20 веке назрело в рамках самостоятельного предмета – культурология. Центральный вопрос - вопрос кризиса культуры. Атмосфера глобального кризиса охватила экономику, политическую, социальную. Экономическая нестабильность, рассеянность, ослабление традиционных связей и традиционных ценностей – проявили беззащитность человека.

19 век.происходит падение веры в науку, несмотря на,(до 19 века изобретения только на бумаге.изобретения)- реальные-машины: автомобиль и кинематограф. Метаморфозы. - появляется Декаданс(Декада́нс, декаде́нтство (фр. décadence — разложение, упадок; от лат. decadentia — падение) — понятие, которое часто встречается в истории философии при рассмотрении подъема и упадка культур и народов; говорят о декадансе в искусстве, литературе, политике и т. д., а также о декадентстве в поведении человека, в его взглядах на жизнь и в его отношении к миру; «симптомы» декаданса обычно связывают с произволом; настроение, которое проявляется как в искусстве, так и в философской, научной, религиозной, общественной мысли; термины и идея декаданса возникли в 18 веке благодаря Монтескьё) и зап. Культура кон. 19 в. Назревает необходимость перехода просвещения в целом к новым концепциям философии культуры. Философия переносится в сферу практически- этическую. На месте проблемы познания окружающего мира - проблема жизни, воля к жизни, к действительности, воля к власти.

Фридрих Ницше.- провозгласил переоценка всех ценностей. Культура - противница жизни,несет в себе нечто противоестественное. Религия, мораль, прежняя философия отрицают жизнь = возникает европейский нигилизм, К.подавляет природный инстинкт человека, кот. выступает в форме воли к власти. Противоречия с жизнью.Не существует равенства, существует градация.Целиком культуру сейчас отрицать мы не можем = Новый смысл, = воспитание нового сверхчеловека,-человек более – ценный, более достоин жизни. Культура должна взращивать сверхчеловека. Размышления Ницше сыграли роль для- ряда философский проблем к 19.и всего 20 века.

Рикет - философ, критически к Ницше. Предостерегает биологический принцип, Жизнь – условия всякой культуры, а не ее самоценность. Мораль,искусства,науки. Главная ценность - человеческая личность. НО! Перекликаются с Ницше в одном пункте об опасности массового сознания.,т.к. Культура всегда собирается на индивидуальность.= Отстоять личность.

стереотип массового сознания – подавление индивидуальности - показатель культуры, который становится традиционным для 20 века. Культ. кризис. во многом поддерживается главной темой. Против массового сознания выступают все. ж- главный кризис- растворение индивидуальности в массовости. Отсутствие критического мнения к навязываемым ценностям.

Хосе Ортега –и ­­–Гассет «Восстание масс» масса является не просто определенным классом, это всего лишь множество средних, заурядных людей без всякого достоинства.

20 век- происходит омассовление. Масса выходит на арену историю. Массовое явление – как одно из ведущих социальных,политич.,историч. процессов. Нарастание новой прогматической этики - ориентирует человека на ситуацию. (куда ветер дует – туда мы и повернемся). Моделируется определенный образ действий человека, уже запрограммирован.

Важнейшая роль – роль первой мировой войны. Толпа – самая эффективная форма единения людей, если ее дисциплинировать и дать ей правильные идеологические установки. Жизнь личности становится под угрозу, чувство зараждается в духовной культуре конец 19 века.

Уже присутствует в философии Ницше - неравенство людей. Предвосхищал ситуацию 20 века! Не пытался унизить человека. Если в мое учение ворвутся свиньи – могут использовать неправильно. Масса - это не народ.

Тема культурного кризиса в философско-культуролог. литературе 20 века.. Шпенглер «Закат европы» - не опадении личности отдельной, а в целом.Культура - Живой организм. (рождается, живет, расцвет, умирает, плюс минус 1000 лет.)8 культур выделяет (египетская, германо-римская, изантийская, арабская, майя, западно-европейская –фаустовская).Не рассматривает развитие культуры, как развитие человеческой истории. Каждая культура отдельна и замкнута, рождается и умирает.= Неизбежна.= кризис культуры - закономерное явление. Стадия рост и расцвет, достигла стадию цивилизации.- здесь нет народа, есть Масса. Есть холодная рассудочность =

философия - скептицизм. (когда предощущение конца культуры - либо гедонизм(будем праздновать, завтра умрем), либо скептицизм, уход в мистику).

Швейцер Альберт,,Распад и возрождение культуры,, Декаданс европейской культуры –глобальная трагедия, имеющая мировой масштаб. Но прогресс культуры им не отрицается. Не случайно упадок = Не имела этического характера.

Этика и эстетика. Этика – с кем пойти в разведку, эстетика – в чем пойти в разведку. Наше отношение друг к другу, а не наше отношение к сущему. = нет духовной связи с миром. Материальная культура развивалась интенсивнее, чем духовная.(развитие науки, практики, машины) Дух культуры остался без внимания. Достижения техники обращаются на уничтожения людей, разрушение мира (первая мировая война - хим.оружие., ты не видишь врага)

Несвободный человек утрачивает оптимистическое мировоззрение, угроза стать негумманным. Можно все еще поправить – оптимизм.Идеал подлинной культуры – единство этики, кот. ориентирует человека и общество на нравственное и духовное совершенство.Благоговения перед жизнью

Эдмунд Гуссерль. «Философия и кризис европейского человечества» Научная рациональность составляет душу европейской культуры - кризис, причина упадка науки, но и ценности в целом. Причина - искажение рационализма. Науки невозможны без соотношения с жизненным миром. Вера в возможность спасения европ. культуры. на протяжении 20 века.

Йохан Хёйзинга. Труды. Разоблачение декаданса, кот идет под знаком разложения моральных и духовных ценностей. Чтобы спасти: 1)равновесие духовных и материальных начал - Нельзя просто развивать технику, если человек сам не развивается 2).Необходимо быть направленным на идеал 3)надприродность идеала - (как бог).

Одни на новые ценности, другие – к традиционным,Но общие темы и решение –Этическое обнищание эпохи.Техника может достичь планетарного масштаба – и человек будет уничтожен машиной.(фильмы, особенно в 90 года, восстание машин) Рейгановская (Ро́нальд Уи́лсон Ре́йган — 40-й президент США (1981—1989). концепция –делай деньги. Мощь техники - гибель духа и разума, дегуманизация человека (Бердяев)и

вторая половина 20 века. Вопрос не просто о гибели культуры,а о гибели человечества. Причина – выход из-под власти техники.

Хайдеггер Ма́ртин Ха́йдеггер (1889, - 1976, Германия) — немецкий философ).- Не сама техника опасна. А техника в руках идиота. разделились.техника

Место России,руб. 19- 20 века. Неустойчивость.Идея исторического самосознания. «России и Запад» Данилевский, обосновывает теорию локальных структур. Не надо слепо подражать европейским культурам, у России свой, особый, неповторимый путь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: