Как рассматривается проблема насилия в основных религиозных учениях?

Войны, конфликты и связанное с этим насилие имели на про­тяжении всего развития человечества неоднозначную трактовку и оценку. Неоднозначно к проблеме насилия подходят и различ­ные религиозные учения.

Христианство. Развивающиеся в русле христианства культы и учения имеют подчас противоположные позиции в отношении насилия. Так, в Ветхом и Новом Заветах данная проблематика име­ет неоднозначную трактовку. Интересно, что в Ветхом Завете до­вольно часто сила рассматривается как позитивный аспект, а про­веденный контент — анализ текста самой Библии — показал, что из 12 407 понятий и категорий 1909, т. е. 15,39%, отражают про­блему насилия, и при этом 1884 высказываний, т. е. 15,18%, отра­жают положительную направленность таких категорий, как «мир» и «согласие». Категория «наказание», входящая в группу «наси­лие», составляет 25,9%. Эти и другие данные2 подтверждают

1 Дмитриев А. В. Указ. соч. С. 12.

1 Аниупов А. Я., ШипшовА. И. Указ. соч. С. 20.


предположение о противоречивости отношения Библии к наси­лию. Однако впоследствии христианство проповедует негатив­ное отношение к войнам и насилию.

Столь противоречивое отношение христианства к проблеме войн, насилия и конфликтов объясняется спецификой его исто­рического развития и пройденного этой религией пути от гони­мой властями секты до официальной государственной религии Римской империи. Так, в пользу ведения священных войн за веру говорят знаменитые Крестовые походы XI—XIV вв., которые имели также и скрытые — захватнические — цели. Христианская церковь поддерживала ведение таких войн, а часто была и их ак­тивным организатором. Интересно, что в русле христианства все­гда существовали различные братства, которые отрицали любое насилие и войны и проповедовали пацифистские идеалы ранне­го христианства. На современном этапе католическая и христи­анская церковь демонстрируют отрицательное отношение к свя­щенным войнам и насилию вообще, что во многом объясняется общей мировой тенденцией и стремлением церкви поспеть за мировыми изменениями.

Ислам. Исламу свойственно такое же, как христианству, про­тиворечивое отношение к конфликтам, войнам и насилию. Свя­щенная Книга предписывает мусульманам расширять географи­ческие границы своей религии, но в то же время говорит о том, что нельзя принуждать к религии. Ислам рекомендует верующим не заводить друзей из числа представителей других религий. В це­лом официальный ислам рассматривает отсутствие насилия как признак социальной гармонии.

Интересно, что в этой религии допускается насилие среди представителей одной веры, но при этом уточняется, что каждый мусульманин должен стремиться к примирению враждующих сторон, а если это невозможно, то в борьбе необходимо быть бес­пристрастным и справедливым. На современном этапе многие исламские страны ведут непримиримую «священную» войну друг с другом.

Буддизм и индуизм. Эти религиозные течения наиболее четко и последовательно придерживаются позиции ненасилия. Это связано с тем, что одним из главенствующих постулатов в данных религиях является всеобщая любовь к людям и отрицание наси­лия, а особенно войны как средства разрешения возникающих противоречий и споров. Эти религии учат, что после перенесенных людьми социальных катастроф и потрясений у них произошло осознание несостоятельности и ненужности борьбы друг с дру­гом и их стремлением стало добровольное служение Богу. Отли­чием многих восточных религий является то, что в них не разра­ботано законченных концепций по вопросам войны и мира. На современном этапе буддизм крайне отрицательно высказывается по поводу войны. Предотвращение конфликтов в буддизме пред-


полагает нравственный подход: только построение своей жизни на любви к ближнему — единственный способ преодоления всех конфликтов.

Каким образом искусство, литература и средства массовой информации отражают природу конфликта?

Феномен конфликта занимает одно из важнейших мест в жиз­ни общества и человека и поэтому всегда находит художествен­но-образное отражение. Начиная с наскальной живописи перво­бытного времени и возникновения народных легенд, передаваемых через поколения, искусство, отражая конфликт как неотъемле­мое явление общественной жизни, оказывало серьезное влияние на отношение зрителя, человека к нему.

Важнейшая задача конфликтологии как науки — исследование тех факторов, которые оказывают влияние на процесс выбора чело­веком способов реагирования, и этот выбор может быть сделан в пользу конфликтного или неконфликтного поведения. «Художе­ственное осмысление реальности не противостоит, а дополняет, усиливает и облегчает научный анализ проблемы конфликтов»1.

На современном этапе особую роль в формировании у челове­ка отношения к конфликту как к жизненному явлению и выбор им соответствующей стратегии поведения играют СМИ. Часто человеческая конфликтность формируется под сильным воздей­ствием определенных сообщений, появляющихся в СМИ. При этом содержание, характер и форма передаваемых сообщений являются основными факторами, которые оказывают влияние на возникновение или невозникновение конфликтности в пове­дении. Важно, что специфика сообщений оказывает также влия­ние и на формирование неконфликтного поведения, хотя наибо­лее частыми чувствами и эмоциями, которые возникают у людей при просмотре программ новостей, являются такие эмоции, как тревога, незащищенность, усталость, неуверенность.

Искусство и средства массовой информации выступают в сле­дующих ипостасях:

1) как мощный фактор, оказывающий определенное воздей­
ствие на духовно-практического понимание человеком конф­
ликта и формирование им собственного конструктивного или
деструктивного поведения;

2) как средство профилактики и конструктивного разреше­
ния конфликтов;

3) как способ научной оценки явления конфликта учеными и
конфликтологами, занимающимися данной проблематикой.


Практические знания человека, передаваемые из поколения в поколение, а также накапливаемые в процессе собственного жизненного опыта, являются одним из важнейших источников знания о феномене конфликта. Эти знания включают в себя ин­формацию о принципах, способах и приемах поведения и реаги­рования человека в ситуации предконфликта или на какой-либо другой стадии конфликта. Одна из задач конфликтологии — изу­чение этого индивидуального жизненного опыта. На сегодняш­ний день решающее значение (99%) при выборе человеком стра­тегии поведения в конфликте имеет его личный жизненный опыт, и лишь очень незначительная — минимальная — часть (1%) принадлежит научным конфликтологическим знаниям.


1 АнцуповА. Я., ШипиловА. И. Указ. соч С. 24.


Глава 2 Отечественная и зарубежная конфликтология


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: