Войны, конфликты и связанное с этим насилие имели на протяжении всего развития человечества неоднозначную трактовку и оценку. Неоднозначно к проблеме насилия подходят и различные религиозные учения.
Христианство. Развивающиеся в русле христианства культы и учения имеют подчас противоположные позиции в отношении насилия. Так, в Ветхом и Новом Заветах данная проблематика имеет неоднозначную трактовку. Интересно, что в Ветхом Завете довольно часто сила рассматривается как позитивный аспект, а проведенный контент — анализ текста самой Библии — показал, что из 12 407 понятий и категорий 1909, т. е. 15,39%, отражают проблему насилия, и при этом 1884 высказываний, т. е. 15,18%, отражают положительную направленность таких категорий, как «мир» и «согласие». Категория «наказание», входящая в группу «насилие», составляет 25,9%. Эти и другие данные2 подтверждают
1 Дмитриев А. В. Указ. соч. С. 12.
1 Аниупов А. Я., ШипшовА. И. Указ. соч. С. 20.
предположение о противоречивости отношения Библии к насилию. Однако впоследствии христианство проповедует негативное отношение к войнам и насилию.
|
|
Столь противоречивое отношение христианства к проблеме войн, насилия и конфликтов объясняется спецификой его исторического развития и пройденного этой религией пути от гонимой властями секты до официальной государственной религии Римской империи. Так, в пользу ведения священных войн за веру говорят знаменитые Крестовые походы XI—XIV вв., которые имели также и скрытые — захватнические — цели. Христианская церковь поддерживала ведение таких войн, а часто была и их активным организатором. Интересно, что в русле христианства всегда существовали различные братства, которые отрицали любое насилие и войны и проповедовали пацифистские идеалы раннего христианства. На современном этапе католическая и христианская церковь демонстрируют отрицательное отношение к священным войнам и насилию вообще, что во многом объясняется общей мировой тенденцией и стремлением церкви поспеть за мировыми изменениями.
Ислам. Исламу свойственно такое же, как христианству, противоречивое отношение к конфликтам, войнам и насилию. Священная Книга предписывает мусульманам расширять географические границы своей религии, но в то же время говорит о том, что нельзя принуждать к религии. Ислам рекомендует верующим не заводить друзей из числа представителей других религий. В целом официальный ислам рассматривает отсутствие насилия как признак социальной гармонии.
Интересно, что в этой религии допускается насилие среди представителей одной веры, но при этом уточняется, что каждый мусульманин должен стремиться к примирению враждующих сторон, а если это невозможно, то в борьбе необходимо быть беспристрастным и справедливым. На современном этапе многие исламские страны ведут непримиримую «священную» войну друг с другом.
|
|
Буддизм и индуизм. Эти религиозные течения наиболее четко и последовательно придерживаются позиции ненасилия. Это связано с тем, что одним из главенствующих постулатов в данных религиях является всеобщая любовь к людям и отрицание насилия, а особенно войны как средства разрешения возникающих противоречий и споров. Эти религии учат, что после перенесенных людьми социальных катастроф и потрясений у них произошло осознание несостоятельности и ненужности борьбы друг с другом и их стремлением стало добровольное служение Богу. Отличием многих восточных религий является то, что в них не разработано законченных концепций по вопросам войны и мира. На современном этапе буддизм крайне отрицательно высказывается по поводу войны. Предотвращение конфликтов в буддизме пред-
полагает нравственный подход: только построение своей жизни на любви к ближнему — единственный способ преодоления всех конфликтов.
Каким образом искусство, литература и средства массовой информации отражают природу конфликта?
Феномен конфликта занимает одно из важнейших мест в жизни общества и человека и поэтому всегда находит художественно-образное отражение. Начиная с наскальной живописи первобытного времени и возникновения народных легенд, передаваемых через поколения, искусство, отражая конфликт как неотъемлемое явление общественной жизни, оказывало серьезное влияние на отношение зрителя, человека к нему.
Важнейшая задача конфликтологии как науки — исследование тех факторов, которые оказывают влияние на процесс выбора человеком способов реагирования, и этот выбор может быть сделан в пользу конфликтного или неконфликтного поведения. «Художественное осмысление реальности не противостоит, а дополняет, усиливает и облегчает научный анализ проблемы конфликтов»1.
На современном этапе особую роль в формировании у человека отношения к конфликту как к жизненному явлению и выбор им соответствующей стратегии поведения играют СМИ. Часто человеческая конфликтность формируется под сильным воздействием определенных сообщений, появляющихся в СМИ. При этом содержание, характер и форма передаваемых сообщений являются основными факторами, которые оказывают влияние на возникновение или невозникновение конфликтности в поведении. Важно, что специфика сообщений оказывает также влияние и на формирование неконфликтного поведения, хотя наиболее частыми чувствами и эмоциями, которые возникают у людей при просмотре программ новостей, являются такие эмоции, как тревога, незащищенность, усталость, неуверенность.
Искусство и средства массовой информации выступают в следующих ипостасях:
1) как мощный фактор, оказывающий определенное воздей
ствие на духовно-практического понимание человеком конф
ликта и формирование им собственного конструктивного или
деструктивного поведения;
2) как средство профилактики и конструктивного разреше
ния конфликтов;
3) как способ научной оценки явления конфликта учеными и
конфликтологами, занимающимися данной проблематикой.
Практические знания человека, передаваемые из поколения в поколение, а также накапливаемые в процессе собственного жизненного опыта, являются одним из важнейших источников знания о феномене конфликта. Эти знания включают в себя информацию о принципах, способах и приемах поведения и реагирования человека в ситуации предконфликта или на какой-либо другой стадии конфликта. Одна из задач конфликтологии — изучение этого индивидуального жизненного опыта. На сегодняшний день решающее значение (99%) при выборе человеком стратегии поведения в конфликте имеет его личный жизненный опыт, и лишь очень незначительная — минимальная — часть (1%) принадлежит научным конфликтологическим знаниям.
|
|
1 АнцуповА. Я., ШипиловА. И. Указ. соч С. 24.
Глава 2 Отечественная и зарубежная конфликтология