«общая теория конфликта» К. Боулдинга?
«Общая теория конфликта» Кеннета Боулдинга представляет собой попытку создания универсальной целостной научной тео-
1 Дмитриев А. В. Указ. соч. С. 29.
1 АниуповА. Я., ШипиловА. И. Указ. соч. С. 77.
2 Дмитриев А. В. Указ. соч. С. 29.
3 Там же. С. 29—30.
насилия. Миф понимается как «объединяющий и побуждающий к действию эмоционально-психологический императив, основанный на вере. Это неразложимая социально-психологическая целостность, которая в связи с этим не может быть подвергнута рациональному анализу, критике, опровержению»1. Через миф выражаются убеждения, чувства, интуитивные стремления конкретной социальной группы. Революция и всеобщая забастовка являются мифом, т. е. социальный конфликт Сорель рассматривает в контексте мифа. Крупные социальные и политические конфликты отражают иррациональный характер общества и истории, также иррационально и стихийно движение и развитие масс, поэтому идея социального прогресса не состоятельна и отвергается автором. Реализация рабочим классом своих целей и стремлений возможна только в случае применения насилия и социальных конфликтов.
|
|
Франц Оппенгеймер (1864—1943) основное внимание сосредоточил на проблеме происхождения государства и особенностях тех социальных процессов, которые в нем происходят. Автор отрицал главенствующую роль экономических факторов в возникновении государства, как на этом настаивал марксизм, а рассматривал в качестве основополагающих правовые причины. Государство понимается как некий правой институт, который создается одной частью общества — «захватчиками» и навязывается другой — завоеванной части. Целью этого института является удержание власти и подчинение захваченной части общества. То есть общество возникло в результате порабощения и подчинения. Эволюция общества предполагает изменение форм насилия и эксплуатации от физического насилия до экономического и политического принуждения, но при этом сущность государства не изменится. Таким образом неравенство заложено в природе государства, а значит, и общества, которое его составляет.
Американский политолог Артур Бентли выдвигал в качестве центрального пункта своей теории понятие политической группы, реализующей свои возможности и интересы через собственную деятельность. Политическая жизнь рассматривается как процесс политической деятельности в обществе. К политическим группам Бентли относит не только политические партии, но и другие политические институты. Политические партии являются лишь представителями интересов определенных политических групп, и их деятельность протекает в определенном социальном окружении параллельно с деятельностью других политических партий, выражающих политические интересы других групп. Политическая жизнь общества основывается на столкновении разных групп интересов. Проявления политической жизни представляют со-
|
|
' Дмитриев А. В. Указ. соч. С. 21.
бой использование силы со стороны политических групп для достижения собственных интересов. В понятие силы входит не только физический ее аспект, т. е. физическое принуждение, но и моральное и психологическое давление, например угрозы, а также демонстрации и политические дискуссии. С помощью применения таких гибких методов происходит реализация политической жизни.