Какие существуют качественные методы изучения межгрупповых конфликтов?

К качественным, или общим, методам научного исследования межгрупповых конфликтов относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический и логический методы, обобщение и срав­нение.

Метод анализа включает в себя разделение изучаемого пред­мета на составные элементы либо выделение его отдельных при­знаков с целью изучения каждого из них в отдельности как час­тей единого целого. Применительно к конфликту с помощью ана­лиза происходят выделение его структурных элементов, изучение оппонентов и их мотивов, интересов, позиций, стилей и страте­гий взаимодействия.

Метод синтеза означает процесс мысленного соединения в еди­ное целое и на основе этого изучение всех элементов и свойств данного явления или предмета. Синтез осуществляет раскрытие значения, роли и места любого элемента системы, а также способ­ствует познанию этих элементов как единства многообразного.

Метод индукции предполагает общий вывод на основе част­ных посылок. Вывод о сущности конкретного конфликта делает­ся на основе изучения его отдельных фрагментов, событий, фак­тов. Индуктивное обобщение раскрывает основные закономер­ности функционирования конфликта.

Метод дедукции предполагает определение частного вывода на основе общего положения.

Исторический метод чаще всего применяется в контексте ис­торического и политологического изучения конфликта. С помо­щью этого метода изучается временной аспект развития конф­ликта с момента его возникновения до момента завершения. На основе исторического метода изучаются конкретные условия и обстоятельства возникновения конфликта, дается оценка роли в зарождении и развитии данного конфликта конкретных исто­рических личностей, социальных групп, а также через рассмот­рение других исторических примеров осуществляется анализ спо­соба и формы завершения данного конфликта.

Логический метод предполагает логическое описание и объяс­нение конфликтов. Основой данного метода являются логиче­ское мышление, а также законы диалектики и формальной логи­ки. Достоинством этого метода является то, что при использова-


нии логических средств описания конфликта снижаются воз­можность неправильного определения направления конфликта и, следовательно, разработка неправильных средств его разреше­ния. Это позволяет реализовать правильную с точки зрения ло­гики процедуру разрешения возникшей конфликтной ситуации. На основе данного метода применятся и исторический метод, так как для правильного понимания конфликта необходимо не только открытие исторических фактов, но и их логическая обра­ботка: систематизация, обобщение, выводы.

Обобщение как метод заключается в использовании свойств, связей и отношений конфликта, которые свойственны не конк­ретному, отдельно взятому конфликту, а целому классу одно­родных в этом отношении конфликтов. Важным правилом при обобщении является умение выделить, во-первых, единичное, т. е. то, что является свойством именно этого конфликта, и, во-вторых, общее, которое характеризует целый ряд конфликтов.

Сравнительный метод основан на сопоставлении, сравнении ряда аспектов конфликта и нахождении существующих между ними сходств и различий в проявлениях. На основе этого метода возможно построить дифференциальную схему управления кон­фликтными процессами, используя выявленные различия в па­раметрах конфликта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: