В чем заключается проблема типологии конфликтов и какие существуют основания типологии конфликтов?

Самая главная трудность в типологии конфликта — сам фено­мен конфликта, его широта и многомерность. Также существует практическая сложность в создании типологии из-за невозможно­сти провести «чистый» эксперимент, который применяется в ес­тественных науках, и методологическая сложность, когда кри­терии конфликта очень разнообразны. В связи с этим в конфлик­тологии произошел отказ от одной полной типологии, и поэтому разрабатываются различные классификации по разным критери­ям и основаниям. Также существует и множество подходов к ти­пологии.

В самом общем виде можно выделить две большие группы конфликтов: собственно конфликты, т. е. в узком понимании, и конфликты как особое качество и характеристика взаимодействия между людьми или отдельными элементами личности. На осно­вании этого к первой группе относятся конфликты, которые воз­никают в процессе деятельности и поведения.

Еще один вариант и основание типологии конфликтов — субъ­екты конфликта. На основании субъекта конфликты можно разде­лить на внутриличностные, межличностные, конфликты в рам­ках «личность — группа», межгрупповые и межгосударственные.


В любой типологии конфликты взаимодействуют и оказыва­ют влияние друг на друга. Так, например, в результате межгосу­дарственного конфликта может возникнуть конфликт внутриго­сударственный, но также может произойти и сплочение всего общества в результате внешней угрозы. Также и межгрупповые конфликты могут стать причиной конфликта на межгосудар­ственном уровне. Именно поэтому очень важной является типо­логия конфликтов по субъектам, так как именно они формируют характер, содержание, динамику самого конфликта, а следова­тельно, и дают возможность составить прогноз его развития и построить стратегию разрешения и урегулирования. Также су­ществуют и другие типологии конфликтов.

Таблица 4

Типологии конфликтов

Основание типологии Конфликты, входящие в данную типологию
Субъект конфликта Внутриличностные Межличностные Конфликты в рамках «личность — группа» Межгрупповые Межгосударственные
Характер возникновения Объективно-целенаправленные Объективно-нецеленаправленные Субъективно-направленные Субъективно-нецеленаправленные
Характер объектов конфликта Ресурсные Статусно-ролевые Социокультурные Идеологические
Сферы жизнедеятельности людей Бытовые Семейные Трудовые Воинские Учебно-педагогические Экономические Политические Социальные
Направленность воздействия и распределение полномочий Вертикальные (между разностатусными оппонентами, например начальник — подчиненный) Горизонтальные (между равными по статусу оппонентами)
Степень проявления Явные — латентные Случайные — хронические
Результат Конструктивные — деструктивные Позитивные — негативные
Длительность протекания Кратковременные — долговременные
Адекватность Реалистичные — нереалистичные
Территория охвата Локальные, региональные, международные

Какие существуют основные виды классификаций конфликтов?

Объект исследования в конфликтологии — конфликт и его разновидности. Основными видами социального конфликта яв­ляются следующие шесть: межличностный, конфликт «личность — группа», конфликт малых групп, конфликт средних групп, конф­ликт больших социальных групп, межгосударственный конфликт. Эти конфликты являются основными, потому именно в их грани­цах разворачиваются все остальные виды конфликтов: конфликт интересов, мотивов, идеологический, политический, социальный, позитивный, деструктивный, явный, латентный и т. д. Существу­ет базисная типология конфликтов1.


Конфликты с участием человека

КОНФЛИКТЫ

Межу двумя животными
Между лично­стью и группой
Между «хочу» и «хочу»
Между «могу» и «не могу»
Между животным и группой

Меж­лично­стные

Между средними социаль­ными группами
Между «нужно» и «нужно»
Между «хочу» и <не могу»

Между малыми

Между группами животных

опциаль-ными

Между «нужно» и «не могу»
Между «хочу» и «нужно»

группами

Межго­сударст­венные

Между большими

социаль­ными

группами

Между коалициями государств

Между

отдельными

государствами

Схема 3. Базисная типология конфликтов


Существуют и другие классификации конфликтов. Так, в клас­сификации К. Боундина выделяются следующие виды конфликтов:

1) действительный конфликт, который объективно существу­
ет в определенной социальной группе;

2) случайный конфликт, когда основное влияние на его воз­
никновение оказывают второстепенные причины, которые мо­
гут и не зависеть от главных причин;

3) заместительный конфликт, который выступает как прояв­
ление скрытого конфликта, но его предмет может не совпадать
с главным конфликтом;

4) когнитивные конфликты, основанные на плохом знании или
его отсутствии, и в качестве причины таких конфликтов высту­
пает плохое управление;

5) латентные (скрытые) конфликты, когда уже сформирована
основа конфликта, но не появились предпосылки для его выхода
в открытую фазу;

С) фальшивые конфликты, возникающие по субъективным причинам и без реальных оснований1.

Часто встречающейся в научной и практической деятельности конфликтолога классификацией является классификация конф­ликта по сферам. В нее входят социальные, экономические, этни­ческие, межнациональные, политические, идеологические, рели­гиозные, военные, юридические, семейные, социально-бытовые, конфликты в сфере труда, здравоохранения, образования, социаль­ного обеспечения и др.

Классификация конфликта по предмету, предложенная Я. Штумски, включает в себя следующие виды конфликтов:

1) экономический конфликт. Его основой является реализация
экономических и финансовых интересов сторон, а пусковым ме­
ханизмом возникновения — не вполне четкая правовая регла­
ментация поля деятельности и способов реализации этих инте­
ресов или ее полное отсутствие;

2) социальный конфликт. Основан на противоречиях, которые
возникают между разными слоями общества и группами. Усиле­
нию такого конфликта способствует глубокое социальное рас­
слоение, а также ущемление интересов одной из групп;

3) классовый конфликт. Основан на классовой полярности об­
щества;

4) политический конфликт. Является признаком борьбы меж-
Ду различными политическими партиями и организациями, од­
нако его отсутствие свидетельствует о диктатуре одной партии,
что противоречит принципам демократии;

5) идеологический конфликт. Основан на борьбе нескольких
Идеологий и реже других разрешается мирными способами;



1 АнцуповА. Я., ШипиловА. И. Указ. соч. С. 226.


1 Конфликтология: Ответы на экзаменационные вопросы. М.: Экзамен, 2005. С. 44.


6) культурный конфликт. Возникает на основе взаимодействия
нескольких обособленных друг от друга групп, имеющих свою
отдельную устоявшуюся культуру, в результате чего происходит
навязывание ценностей и идеалов;

7) аксеологический конфликт. Предполагает борьбу ценностей и
целей, причем как на групповом, так и на индивидуальном уровне;

8) порционный конфликт. Возникает как обезличенное столк­
новение интересов, которые преследуют разные социальные
группы и отдельные индивиды, занимающие разное положение
в структуре организационных отношений.

Существует классификация конфликтов по потребностям. В ее основе лежит пирамида потребностей А. Маслоу, который выде­лял следующую иерархию потребностей: физиологические, в бе­зопасности и защищенности, социальные, в уважении, самовы­ражении. Соответственно невозможность удовлетворения любой из этих потребностей может стать причиной конфликта. В резуль­тате выделяется пять видов конфликтов: материальный, ресур­сный, социальный, статусно-ролевой, конфликт идей, норм и цен­ностей (духовный, ценностный).

По остроте противодействия конфликтующих сторон (интен­сивности конфликта) выделяются конфликты с низкой, средней и высокой интенсивностью. Конфликт с низкой интенсивностью — это, как правило конфликт-спор между оппонентами. Наивысшая интенсивность конфликта предполагает физическое уничтоже­ние одной из конфликтующих сторон.

Существует классификация на основе причинно-мотиваци-онных связей, разработанная Н. В. Гришиной. Конфликт рассмат­ривается как следствие и реакция на какой-либо раздражитель. Выделяются следующие реакции:

— на препятствие к достижению первичных, основных целей
трудовой деятельности;

— препятствие к достижению вторичных личных целей со­
вместной трудовой деятельности;

— поведение, не соответствующее принятым нормам отно­
шений, и поведение людей в совместной трудовой деятельности,
не отвечающее их ожиданиям;

— личные конфликты, возникшие в силу личных особенно­
стей членов трудового коллектива1.

Что такое объективные и субъективные факторы возникновения конфликтов?

Существуют четыре основные группы причин и факторов воз­никновения и развития конфликтов: объективные, организаци-

1 АниуповА. Я., ШипиловА. И. Указ. соч. С. 229.


онно-управленческие, социально-психологические и личност­ные. Первые две группы являются объективными, а вторые две — субъективными.

Под объективными причинами понимаются те обстоятель­ства социального взаимодействия людей, которые и повлекли за собой столкновения интересов, мотивов, целей, мнений и т. п. Объективные причины являются основанием для возникнове­ния предконфликтной обстановки, которая выступает как объек­тивный фактор предконфликтной ситуации.

В отличие от объективных, субъективные факторы и причины конфликта основаны на индивидуальных особенностях личнос­ти участников. Именно эти индивидуальные особенности и яв­ляются причиной выбора ими конфликтного поведения и стра­тегии противодействия, а не какой-либо иной, в возникшей си­туации объективного противоречия.

Объективные и субъективные причины и факторы конфликта взаимодействуют между собой. На этом основании их нельзя раз­делять и противопоставлять друг другу. В конкретном конфликте всегда присутствует та или иная объективная причина, возникшая под действием субъективных факторов. Таким образом, большин­ство объективных причин имеют определенную степень субъектив­ности, а многие субъективные причины — объективную основу.

Также любой конфликт имеет, кроме субъективных причин, и причины объективные. А предконфликтная ситуация, имеющая в основании какие-либо объективные обстоятельства, всегда мо­жет быть разрешена с помощью неконфликтных способов. Лю­бой межличностный конфликт имеет определенные субъектив­ные причины, а решение о начале конфликта, даже основанного на объективных причинах, всегда принимается конкретным че­ловеком субъективно. Таким образом, любой конфликт основан на совокупности объективно-субъективных причин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: