Конфликтный тип личности — это такое сочетание характерологических особенностей, при котором конфликтное поведение и реагирование на внешние раздражители являются доминирующими. Конфликтному типу личности свойственны определенные особенности: вспыльчивость, несдержанность, импульсивность, высокая критичность и требовательность по отношению к окружающим, неадекватные самооценка и уровень притязаний (завы-
' Конфликтология: Ответы на экзаменационные вопросы. М.: Экзамен, 2005. С. 65.
шенные или заниженные), грубость, агрессивность, упрямство. Высокая конфликтность в данном случае является стереотипной моделью поведения, что и отличает личность конфликтную от неконфликтной. Факторами формирования конфликтного типа личности выступают: стереотипы и условия воспитания, генетические особенности, психические заболевания и отклонения. Часто конфликтный тип личности формируется на фоне неврозов. Существует несколько конфликтных, или «трудных», типов
личности.
|
|
«Грубиян». Для этого типа не существует преград, он действует напролом, при этом его цель — изложить свою точку зрения, не интересуясь при этом, что думает собеседник. Наиболее оптимальная стратегия ведения беседы с данным типом — молчаливое выслушивание с редкими лаконичными репликами, а также использование приемов, которые каким-то образом привлекут его внимание. Такими приемами могут быть фразы и действия, например обращение к собеседнику по имени, тактильный контакт, визуальный контакт. Следует соглашаться с ним во всем, в чем только возможно, и стараться идти на уступки, сохраняя при этом спокойствие. В лучшем случае стоит избегать разговоров с таким типом.
«Грубиян-крикун». Для него характерен постоянно повышенный тон голоса, он срывается на крик по малейшему поводу, но при ответном повышении голоса может очень сильно обидеться. Его эмоциональные взрывы могут быть редкими, но очень сильными. Причиной такого поведения является субъективное ощущение утраты контроля над ситуацией. Таким образом, с данным типом следует говорить вежливо, спокойно, без повышенных интонаций, с сочувствием даже в том случае, если он кричит.
«Привычный крикун». Данному типу свойственно грубое общение по причине его жизненного сценария. Обычно этот тип поведения формируется в том случае, если такое поведение демонстрировали близкие люди. Тогда крик становится привычной и приемлемой формой реагирования на противоречия и раздражители, так как другого сценария и стратегии поведения в конфликте данный индивид не видел и потому не знает.
«Всезнайка». Этот тип считает себя компетентным специалистом во всем, поэтому всегда очень остро реагирует на критику, несогласие со своим мнением и выражение любых сомнений по поводу его компетентности и знаний. В спорах такой тип всегда ведет себя агрессивно. С таким типом может применяться стратегия «мнимого подчинения», когда собеседник делает вид, что соглашается с ним, дабы не развивать ситуацию до состояния конфликта.
|
|
«Пессимист». Для этого типа характерна неспособность найти решение возникшей проблемы из-за того, что все его внимание сосредоточено на проблемах и неприятностях, вызванных воз-
никновением данной проблемы, и из-за этого он не может увидеть ее позитивные стороны и конструктивные решения. Это наиболее безобидный из трудных типов, так как на него можно воздействовать и использовать его способность вскрывать недостатки и негативные стороны проблемы, принимая их во внимание при поиске решения.
«Пассивно-агрессивный». Этот тип наиболее часто встречается при столкновении с конфликтными типами личности. Враждебность у него не явная, а скрытая, и проявляется в том, что он не успевает, забывает или некачественно делает порученное ему задание. При этом свои неудачи он всегда оправдывает и склонен перекладывать ответственность за них на других людей. Наиболее трудными для выполнения для него являются четко поставленные задачи в числительной форме. Работу этого типа необходимо постоянно контролировать. Успешным способом воздействия является четкое обрисовывание санкций в случае невыполнения им данной работы при четком указании сроков. Общение с этим типом должно носить открытый характер, в нем не должно присутствовать интриг.
«Сверхпокладистый». Характерной чертой данного типа, которая и формирует конфликтное поведение, является стремление понравиться всем и каждому. Он хочет помочь всем и потому не может помочь никому. Сильно реагирует на критику, вплоть до гипертрофированного чувства обиды. Стратегия общения с ним предполагает понимание его реальных возможностей и обещаний, отсутствие давления, а также привлечение его самого к выбору и определению поля работы и тех обещаний, которые он на самом деле может выполнить.
Помимо типов личности, которые своим поведением непосредственно провоцируют конфликт, также существуют и типы, поведение и действия которых могут способствовать его возникновению.
«Жалобщики». Этот тип всегда проявляет недовольство, но при этом не предпринимает никаких действий для решения возникшей проблемы.
«Молчуны». Так как эти люди немногословны, скрытны и часто проявляют отчужденность в общении, это может создать определенное напряжение в процессе общения и взаимодействия.
«Нерешительные». Этот тип не может принять никаких решений по конкретной проблеме, так как больше всего боится совершить ошибку и принять неправильное решение.
«Максималисты». Ориентированы на получение всего и сразу, поэтому могут создавать определенное напряжение в общении.
«Невинные лгуны». Используют ложь для оправдания собственных неудач, прикрывая ее тем, что хотели сделать только благо. Впоследствии они испытывают определенные трудности в отграничении правды от лжи.