Как можно охарактеризовать конфликты между родителями и детьми?

В детско-родительских отношениях конфликты возникают довольно часто. Причинами могут выступать как общие условия, формирующие конфликтные взаимоотношения между людьми вообще, так и частные, которые оказывают непосредственное влияние на формирование детско-родительских отношений. Ко второй группе условий относятся так называемые психологиче­ские факторы, ^реди которых основными являются: тип внутри­семейных отношений; деструктивность семейного воспитания; детские возрастные кризисы; личностный фактор.

Тип внутрисемейных отношений. При гармоничных внутрисе­мейных отношениях существует подвижное равновесие, когда роль каждого члена семьи определена, понятна и психологически оформлена и закреплена. В таких отношениях все члены семьи способны к разрешению противоречий. При дисгармоничном типе внутрисемейных отношений супружеские отношения носят негативный конфликтный характер, у всех членов семьи высок уровень эмоционального напряжения, который может увеличи­ваться, способствуя формированию невротических реакций и симптомов, чувству постоянного беспокойства.

Деструктивность семейного воспитания. Характерными черта­ми такого типа воспитания являются: наличие разногласий между членами семьи относительно приемов и способов воспитания де­тей; непоследовательность и противоречивость воспитательного


воздействия родителей и их поведения по отношению к детям-преобладание системы запретов; гиперопека; предъявление завы­шенных требований к детям; использование в воспитании такти­ки угроз и принуждения.

Детские возрастные кризисы. В период возрастного кризиса, т. е. перехода от одного этапа возрастного развития к другому, повы­шается уровень конфликтности ребенка, когда он становится бо­лее капризным, раздражительным, непослушным. В такие перио­ды ребенок может выражать резко отрицательное отношение к тем ценностям, которые были сформированы у него ранее. Существу­ют следующие возрастные кризисы в развитии детей: кризис пер­вого года жизни; кризис «трех лет»; кризис 6—7 лет, связанный с переходом в младший школьный период; кризис полового со­зревания (11—14 лет); подростковый кризис (15—17 лет).

Личностный фактор. Личностные особенности родителей мо­гут спровоцировать возникновение и развитие конфликта с ре­бенком, среди таких особенностей личности родителей можно выделить: консервативное мышление; эмоциональную и когни­тивную ригидность; склонность к вредным привычкам; автори­тарность, безапелляционность суждений, косность взглядов и убеждений. Дети также могут иметь определенные личностные особенности, провоцирующие конфликтное взаимодействие с ро­дителями. К таким особенностям относятся: нарушение правил поведения; низкая успеваемость; игнорирование, отказ прини­мать замечания, рекомендации родителей; непослушание; упрям­ство; эгоизм и эгоцентризм; излишняя самоуверенность; лень.

Таким образом, возникновение межличностного детско-ро-дительского конфликта основано на совместных ошибках и не­дочетах как родителей, так и самих детей.

Как правило, наибольшие проблемы у родителей вызывают дети подросткового возраста. Конфликты родителей с подростка­ми могут быть следующих типов: конфликт неустойчивости ро­дительского отношения, возникающий на основе постоянной сме­ны родителями критериев оценки ребенка; конфликт сверхзаботы, основами для которого являются гиперопека и сверхожидания родителей; конфликт неуважения прав на самостоятельность, воз­никающий из-за тотального родительского контроля; конфликт отцовского авторитета, когда возникает стремление добиться в конфликте своего любой ценой.

Конфликтные действия родителей могут вызывать следующие ответные реакции у детей: оппозицию, т. е. демонстративные дей­ствия негативного характера; отказ, неподчинение требованиям родителей; изоляцию, т. е. стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий1.

1 АнцуповА. Я., ШипиловА. И. Указ. соч. С. 358.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: