В детско-родительских отношениях конфликты возникают довольно часто. Причинами могут выступать как общие условия, формирующие конфликтные взаимоотношения между людьми вообще, так и частные, которые оказывают непосредственное влияние на формирование детско-родительских отношений. Ко второй группе условий относятся так называемые психологические факторы, ^реди которых основными являются: тип внутрисемейных отношений; деструктивность семейного воспитания; детские возрастные кризисы; личностный фактор.
Тип внутрисемейных отношений. При гармоничных внутрисемейных отношениях существует подвижное равновесие, когда роль каждого члена семьи определена, понятна и психологически оформлена и закреплена. В таких отношениях все члены семьи способны к разрешению противоречий. При дисгармоничном типе внутрисемейных отношений супружеские отношения носят негативный конфликтный характер, у всех членов семьи высок уровень эмоционального напряжения, который может увеличиваться, способствуя формированию невротических реакций и симптомов, чувству постоянного беспокойства.
|
|
Деструктивность семейного воспитания. Характерными чертами такого типа воспитания являются: наличие разногласий между членами семьи относительно приемов и способов воспитания детей; непоследовательность и противоречивость воспитательного
воздействия родителей и их поведения по отношению к детям-преобладание системы запретов; гиперопека; предъявление завышенных требований к детям; использование в воспитании тактики угроз и принуждения.
Детские возрастные кризисы. В период возрастного кризиса, т. е. перехода от одного этапа возрастного развития к другому, повышается уровень конфликтности ребенка, когда он становится более капризным, раздражительным, непослушным. В такие периоды ребенок может выражать резко отрицательное отношение к тем ценностям, которые были сформированы у него ранее. Существуют следующие возрастные кризисы в развитии детей: кризис первого года жизни; кризис «трех лет»; кризис 6—7 лет, связанный с переходом в младший школьный период; кризис полового созревания (11—14 лет); подростковый кризис (15—17 лет).
Личностный фактор. Личностные особенности родителей могут спровоцировать возникновение и развитие конфликта с ребенком, среди таких особенностей личности родителей можно выделить: консервативное мышление; эмоциональную и когнитивную ригидность; склонность к вредным привычкам; авторитарность, безапелляционность суждений, косность взглядов и убеждений. Дети также могут иметь определенные личностные особенности, провоцирующие конфликтное взаимодействие с родителями. К таким особенностям относятся: нарушение правил поведения; низкая успеваемость; игнорирование, отказ принимать замечания, рекомендации родителей; непослушание; упрямство; эгоизм и эгоцентризм; излишняя самоуверенность; лень.
|
|
Таким образом, возникновение межличностного детско-ро-дительского конфликта основано на совместных ошибках и недочетах как родителей, так и самих детей.
Как правило, наибольшие проблемы у родителей вызывают дети подросткового возраста. Конфликты родителей с подростками могут быть следующих типов: конфликт неустойчивости родительского отношения, возникающий на основе постоянной смены родителями критериев оценки ребенка; конфликт сверхзаботы, основами для которого являются гиперопека и сверхожидания родителей; конфликт неуважения прав на самостоятельность, возникающий из-за тотального родительского контроля; конфликт отцовского авторитета, когда возникает стремление добиться в конфликте своего любой ценой.
Конфликтные действия родителей могут вызывать следующие ответные реакции у детей: оппозицию, т. е. демонстративные действия негативного характера; отказ, неподчинение требованиям родителей; изоляцию, т. е. стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий1.
1 АнцуповА. Я., ШипиловА. И. Указ. соч. С. 358.