Инновация — это нововведение, или процесс внедрения новых элементов из одной культуры в другую. При этом инновационными нельзя назвать те изменения, которые возникают естественным путем как смена старых, отживших форм, а также постоянно вносимые человеком в свою жизнь усовершенствования, так как они не содержат в себе ничего принципиально нового. Только та новая идея, которая содержит в себе что-то значительно, принципиально новое и пока еще не внедрена, является потенциальным нововведением.
«Нововведение — это процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или лучшего удовлетворения уже известной) обществен-
ной потребности, одновременно это процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл»1.
Инновационный конфликт основан на возникновении противоречий, возникающих в процессе внедрения инновационных изменений между сторонниками и противниками нововведений. При этом позиции каждой стороны вполне обоснованы и выглядят следующим образом: новаторы видят в этом средство улучшения работы организации, коллектива, индивидуальной деятельности, консерваторы же, наоборот, рассматривают этот процесс как ведущий к ухудшению условий жизни и работы. Интересно, что не всегда новое является средством достижения прогресса и не всегда оно лучше старого. Большинство нововведений, особенно в социальной сфере, имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
|
|
Выделяются внутриличностные, межличностные и межгрупповые инновационные конфликты.
Межличностный инновационный конфликт. Этот конфликт рассматривается как «противодействие между сторонником и противником нововведения, сопровождаемое переживанием ими негативных эмоций по отношению друг к другу»2. Причинами возникновения такого конфликта могут быть объективные, организационно-управленческие, инновационные, личностные и ситуативные причины.
Объективные причины возникновения инновационного конфликта предполагают естественное столкновение интересов и желаний двух противоположных сторон — новаторов и консерваторов. Противоборство старого и нового присуще человеческой природе.
Организационно-управленческие причины предполагают, что в организации, где возник такой конфликт, плохо отлажены политические, социальные и управленческие механизмы, которые смогли бы обеспечить бесконфликтную оценку, внедрение и распространение необходимых нововведений. Часто сами руководители отрицательно относятся к нововведениям.
|
|
Инновационные причины характеризуют сами нововведения. Так, частота возникновения инновационных межличностных конфликтов напрямую зависит от типа и содержания новшества, стадии, на которой протекает инновационный процесс, состава субъектов создания и реализации нововведения. Если нововведение осуществляется самими новаторами, то вероятность возникновения инновационного конфликта повышается по сравнению с тем, если нововведение внедряют руководители коллек-
1 АниуповА. Я., ШипшовА. И. Указ. соч. С. 391.
2 Там же. С. 393.
тивов. Что касается характера нововведений, то наиболее часто инновационные конфликты возникают при осуществлении управленческих, педагогических и материально-технических инноваций.
Личностные причины предполагают влияние индивидуально-психологических особенностей участников инновационного процесса, например негативной установки работников данной организации по отношению ко всему новому. Такая установка может сформироваться в результате действия следующих факторов: превышения допустимого порога интенсивности и частоты изменений, в результате чего человек перестает чувствовать себя комфортно, и наличия негативного прошлого опыта нововведений.
Ситуативные причины означают конкретные особенности конкретного нововведения. К этим причинам относятся конкретные социально-экономические, социальные, материально-технические и другие условия и обстоятельства.
Инновационный межличностный конфликт полимотивирован по своей природе, т. е. у оппонентов всегда различная направленность мотивов. Так, новаторам свойственны общественно-направленные мотивы, тогда как консерваторы имеют личност-но-направленные мотивы. У новатора могут быть следующие мотивы, обусловливающие его вступление в конфликт: повышение эффективности деятельности коллектива, организации в целом; улучшение взаимоотношений между сотрудниками в коллективе; нежелание работать по старым правилам и нормам; реализация собственных возможностей; повышение своего авторитета. Консерватор вступает в конфликт по следующим мотивам: нежелание менять стиль работы, к которому привык и который удобен; нежелание изменения своего поведения; реакция на критику; желание отстоять свою правоту; борьба за власть; сохранение материальных и социальных благ.
Чаще всего инициатором инновационных конфликтов является новатор, который в большинстве случаев является подчиненным консерватора. Новатор может быть либо непосредственным создателем и реализатором новой идеи, либо являться ее активным сторонником.
В процессе инновационного конфликта и новаторы, и консерваторы применяют множество способов и приемов воздействия друг на друга. Для новатора характерны следующие приемы: убеждение, обращение за поддержкой к окружающим, критика, обращение к уже существующему положительному опыту внедрения новшеств; информирование окружающих. Для консерватора характерны следующие приемы и способы: критика, грубость, увеличение служебной нагрузки, убеждение, угрозы. Уровень развития нравственных качеств оппонентов положительно коррелирует с используемыми ими приемами воздействия: чем он выше, тем менее конфликтные способы воздействия используются.
Инновационные конфликты оказывают существенное влияние на успешность деятельности всей организации. Это влияние наиболее заметно в тех организациях, для которых свойственна работа в условиях постоянной неопределенности, а также там, где развитие идет быстрыми темпами или производятся новые продукты либо услуги.