Кирбаба Ю.В.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Учебно-практическое пособие
Астрахань, 2010
Рекомендовано в печать на заседании кафедры философии и культурологии Астраханского государственного технического университета (протокол № 4 от 30 апреля 2010 года).
Автор-составитель:
к. культ., доцент Ю. В. Кирбаба
Рецензент:
к.ф.н., доцент. В. Р. Свечкарёва
Учебно-практическое пособие включает в себя планы семинарских занятий, словарь по культурологии, а также материалы для самостоятельной работы студентов. Предназначено для студентов всех специальностей.
Данное учебное пособие предназначено для всех студентов АГТУ, изучающих культурологию.
Приведены планы семинарских занятий и списки источников для подготовки студентов. Помимо традиционных учебников в качестве материала для подготовки к семинарским занятиям предлагаются:
– интернет-источники, в том числе онлайн-энциклопедии, электронные библиотеки;
– научные статьи;
– фрагменты из научно-популярной литературы.
Для удобства студентов некоторые тексты, доступ к которым может быть затруднен, приведены в данном пособии.
Наименования изданий, которые находятся в фондах Научной библиотеки АГТУ, выделены курсивом. Для поиска этих книг и энциклопедий необходимо пользоваться электронным каталогом Научной библиотеки университета по адресу http://library.astu.org/elcatalog/index.php.
Завершается учебное пособие словарем по культурологии, который включает в себя ряд терминов и определений, а также некоторые персоналии.
ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ
ВАРИАНТ 1
1. Объясните значение следующих выражений:
– а Васька слушает, да ест; – а все-таки она вертится!;
– Авгиевы конюшни; – нить Ариадны.
Укажите источник этих фразеологизмов – мифологический, литературный или исторический.
2. Выберите из представленного перечня европейских имен те, которые соответствуют русскому имени «Иван» (имя происходит от др.-евр. «бог милует»):
Джакомо, | Хайме, |
Джеймз, | Ханс, |
Джованни, | Хорхе, |
Джон, | Хуан, |
Джордж, | Юрген, |
Дьего, | Юрий, |
Егорий, Егор, | Юхан, |
Жак, | Яго. |
3. Определите правильные соответствия между именем и его значением:
Андрей | жемчужина (греч., лат.) |
Вероника | мудрая (греч.) |
Денис | мужественный (греч.) |
Елена | ночь (арабск.) |
Лейла | посвященный Дионису (греч.) |
Маргарита | приносящая победу (греч.) |
София | солнечная (греч.) |
4. Существует красивая традиция: в день свадьбы жених вносит невесту в дом на руках. Каково исходное значение этого обычая?
5. Какие религии называют мировыми и почему?
6. Слова «губернатор» и «кибернетика» имеют общее происхождение. Каково значение греческого слова κυβερνητική, от которого «губернатор» и «кибернетика» ведут свое начало?
ВАРИАНТ 2
1. Объясните значение следующих выражений:
– Сизифов труд;
– яблоко раздора;
– лёд тронулся, господа присяжные заседатели;
– с корабля на бал.
Укажите источник этих фразеологизмов – мифологический, литературный или исторический.
2. Выберите из представленного перечня европейских имен те, которые соответствуют русскому имени «Георгий» (имя происходит от греч. Georgos – земледелец; добавочное имя Зевса, который, согласно преданию, покровительствовал земледелию):
Джакомо, | Хайме, |
Джеймз, | Ханс, |
Джованни, | Хорхе, |
Джон, | Хуан, |
Джордж, | Юрген, |
Дьего, | Юрий, |
Егорий, Егор, | Юхан, |
Жак, | Яго. |
3. Определите правильные соответствия между именем и его значением:
Алексей | величайший (лат.) |
Василий | защитник (греч.) |
Виктор | пальма (др. евр.) |
Дмитрий | победитель (лат.) |
Клара | посвященный Деметре (греч.) |
Максим | царский, царственный (греч.) |
Тамара | ясная, чистая, светлая (лат.) |
4. Существует традиция: при встрече протягивать руку для приветствия. Откуда берет начало этот обычай?
5. Что такое глобализация? Как она влияет на ситуацию в мировой культуре?
6. Слова «космос» и «косметика» имеют общее происхождение. Каково значение греческого слова κόσμος, от которого «космос» и «косметика» ведут свое начало?
Темы лекционных занятий.
Лекция 1. Культурология как наука.
Лекция 2. Культура как объект культурологии.
Лекция 3. Динамика культуры.
Лекция 4. Миф в культуре.
Лекция 5. Наука как феномен культуры.
Лекция 6. Становление христианства в контексте процессов динамики культуры.
Лекция 7. Становление ислама в контексте процессов динамики культуры.
Лекция 8. Образ России в отечественных культурологических исследованиях.
Лекция 9. Культура XXI века.