Темы лекционных занятий

Кирбаба Ю.В.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Учебно-практическое пособие

Астрахань, 2010


Рекомендовано в печать на заседании кафедры философии и культурологии Астраханского государственного технического университета (протокол № 4 от 30 апреля 2010 года).

Автор-составитель:

к. культ., доцент Ю. В. Кирбаба

Рецензент:

к.ф.н., доцент. В. Р. Свечкарёва

Учебно-практическое пособие включает в себя планы семинарских занятий, словарь по культурологии, а также материалы для самостоятельной работы студентов. Предназначено для студентов всех специальностей.


Данное учебное пособие предназначено для всех студентов АГТУ, изучающих культурологию.

Приведены планы семинарских занятий и списки источников для подготовки студентов. Помимо традиционных учебников в качестве материала для подготовки к семинарским занятиям предлагаются:

– интернет-источники, в том числе онлайн-энциклопедии, электронные библиотеки;

– научные статьи;

– фрагменты из научно-популярной литературы.

Для удобства студентов некоторые тексты, доступ к которым может быть затруднен, приведены в данном пособии.

Наименования изданий, которые находятся в фондах Научной библиотеки АГТУ, выделены курсивом. Для поиска этих книг и энциклопедий необходимо пользоваться электронным каталогом Научной библиотеки университета по адресу http://library.astu.org/elcatalog/index.php.

Завершается учебное пособие словарем по культурологии, который включает в себя ряд терминов и определений, а также некоторые персоналии.


ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ

ВАРИАНТ 1

1. Объясните значение следующих выражений:

– а Васька слушает, да ест; – а все-таки она вертится!;

– Авгиевы конюшни; – нить Ариадны.

Укажите источник этих фразеологизмов – мифологический, литературный или исторический.

2. Выберите из представленного перечня европейских имен те, которые соответствуют русскому имени «Иван» (имя происходит от др.-евр. «бог милует»):

Джакомо, Хайме,
Джеймз, Ханс,
Джованни, Хорхе,
Джон, Хуан,
Джордж, Юрген,
Дьего, Юрий,
Егорий, Егор, Юхан,
Жак, Яго.

3. Определите правильные соответствия между именем и его значением:

Андрей жемчужина (греч., лат.)
Вероника мудрая (греч.)
Денис мужественный (греч.)
Елена ночь (арабск.)
Лейла посвященный Дионису (греч.)
Маргарита приносящая победу (греч.)
София солнечная (греч.)

4. Существует красивая традиция: в день свадьбы жених вносит невесту в дом на руках. Каково исходное значение этого обычая?

5. Какие религии называют мировыми и почему?

6. Слова «губернатор» и «кибернетика» имеют общее происхождение. Каково значение греческого слова κυβερνητική, от которого «губернатор» и «кибернетика» ведут свое начало?

ВАРИАНТ 2

1. Объясните значение следующих выражений:

– Сизифов труд;

– яблоко раздора;

– лёд тронулся, господа присяжные заседатели;

– с корабля на бал.

Укажите источник этих фразеологизмов – мифологический, литературный или исторический.

2. Выберите из представленного перечня европейских имен те, которые соответствуют русскому имени «Георгий» (имя происходит от греч. Georgos – земледелец; добавочное имя Зевса, который, согласно преданию, покровительствовал земледелию):

Джакомо, Хайме,
Джеймз, Ханс,
Джованни, Хорхе,
Джон, Хуан,
Джордж, Юрген,
Дьего, Юрий,
Егорий, Егор, Юхан,
Жак, Яго.

3. Определите правильные соответствия между именем и его значением:

Алексей величайший (лат.)
Василий защитник (греч.)
Виктор пальма (др. евр.)
Дмитрий победитель (лат.)
Клара посвященный Деметре (греч.)
Максим царский, царственный (греч.)
Тамара ясная, чистая, светлая (лат.)

4. Существует традиция: при встрече протягивать руку для приветствия. Откуда берет начало этот обычай?

5. Что такое глобализация? Как она влияет на ситуацию в мировой культуре?

6. Слова «космос» и «косметика» имеют общее происхождение. Каково значение греческого слова κόσμος, от которого «космос» и «косметика» ведут свое начало?

Темы лекционных занятий.

Лекция 1. Культурология как наука.

Лекция 2. Культура как объект культурологии.

Лекция 3. Динамика культуры.

Лекция 4. Миф в культуре.

Лекция 5. Наука как феномен культуры.

Лекция 6. Становление христианства в контексте процессов динамики культуры.

Лекция 7. Становление ислама в контексте процессов динамики культуры.

Лекция 8. Образ России в отечественных культурологических исследованиях.

Лекция 9. Культура XXI века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: