Аккультура́ция (англ. acculturation, от лат. ad – к и cultura – образование, развитие) – процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа. Термин впервые был использован американскими культурантропологами в 1930-х гг.
Аксиоло́гия – философское учение о ценностях, обобщённые устойчивые представления о предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека, являющихся предметом его желания, стремления, интереса.
Аними́зм (от лат. anima – душа) – одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных и растений.
Антропоморфи́зм (греч. anthropos – человек и morphē – форма, вид), уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ.
Артефа́кт – любой искусственно созданный объект, имеющий как определённые физические характеристики, так и знаковое или символическое содержание. Это предметы, вещи, техника, орудия труда, одежда, хозяйственная утварь, жилище, дороги. К А. относятся любые феномены духовной жизни общества, будь то науч. теории или суеверия, произведения искусства и фольклор – всё то, что характеризуется как идеациональная сторона жизни общества.
Архети́п (греч. – начало – образ) – прообраз, первичная форма, образец. В аналитической психологии К. Юнга понятие А. соотносится с бессознательной деятельностью людей. А. – это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Согласно Юнгу, А. служат питательной почвой творчески-продуктивного, в т. ч. и художественного воображения и фантазии; находят воплощение в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для художественной литературы и искусства.
Аскети́зм (от греч. askētēs – упражняющийся в чём-либо) – принцип поведения и образ жизни, характеризующийся предельно возможной воздержанностью в удовлетворении потребностей, ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике философских школ (например, киников) и особенно различных религий (монашество и т. п.). Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение «сверхъестественных способностей» (йога), в христианстве – соучастие в «страданиях» Христа. Протестантизм выдвинул требование «мирского аскетизма». Нередкий мотив аскетизма – отказ от пользования привилегиями в условиях общественного неравенства (толстовцы и др.).
Ассимиля́ция – вариант аккультурации, процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существующую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте.
Благоро́дный муж («цзюнь цзы») – норматив конфуцианской личности, идеал совершенного человека. Б. м. – носитель конфуцианских добродетелей, как-то: гуманность – «жэнь», сыновняя почтительность – «сяо», соблюдение ритуала – «ли» и др. Противопоставляется «ничтожному человеку», «маленькому человеку» как воплощению эгоистического прагматизма.
Будди́зм – одна из трёх (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Древней Индии в VI – V вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда). Расцвет буддизма в Индии V в. до н. э. – начало 1-го тысячелетия н. э.; распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В Индии к XII в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. В центре буддизма – учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение – субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание – состояние беспокойства, напряжённости, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) – состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции – человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа.
Ве́ды (санскр. веда, буквально – знание), памятники древнеиндийской литературы (конца 2-го – начала 1-го тысячелетия до н э.) на древнеиндийском (ведийском) языке. Веды, или ведическую литературу, составляют сборники гимнов и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа), теологические трактаты (брахманы и упанишады). Веды – источник сведений по социально-экономической и культурной истории древнейшей Индии.
Возрожде́ние (Ренессанс) – период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии XIV–XVI вв., в других странах конец XV – XVI вв.), переходный от Средневековой культуры к культуре Нового Времени. Отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию Античности, как бы «возрождение» его (отсюда название). Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже XIII–XIV вв. его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев Лоренцо Валлы, Пико дела Мирандолы и др.). В эпоху Возрождения распространились философские идеи неоплатонизма и пантеизма (Дж. Бруно и др.).
Глобализа́ция (от лат. globus – шар) – процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба и его трансформации во всемирную целостную среду. Выступает как процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, а также стандартизация экономических и технологических процессов и сближение культур разных стран.
Гносеоло́гия (от греч. gnōsis – познание и logos – слово, учение) – раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
Гумани́зм (от лат. humanus – человеческий, человечный, образованный) – прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинств и прав личности, ее свободного развития, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.
Да́о (кит. буквально – путь), одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве – путь совершенного правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм. В даосизме – закономерность всего существующего, его порождающее и организующее начало. Мир – «воплощение» дао. Мудрец, следуя дао, отказывается от целеполагающей активности (у вэй, «недеяние»), достигает единства с природой и совершенства. В традиции «Книги перемен» («Ицзин») Дао – закономерность чередования сил инь-ян.
Даоси́зм – китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в середине 1-го тысячелетия до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, начатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители – Лао-цзы, Чжуан-цзы. Цель адептов даосизма – достичь единства с первоосновой мира – дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие.
Динамика социокульту́рная – изменения или модификация черт культуры во времени и в пространстве в результате воздействия внешних или внутренних сил.
Еврази́йство – идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920–1930-х гг. Историофилософская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов (Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев), во всём противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. На первом этапе движения евразийцы осуществили ряд плодотворных историко-культурных разработок; однако затем евразийство всё более приобретало политическую окраску.
Европоцентри́зм – культурфилософская и мировоззренческая установка, которая основывается на идее исключительности, превосходства ценностей европейской культуры над другими.
За́падники – представители одного из направлений русской общественной мысли 1840 – 50-х гг. Считали историю России частью общемирового исторического процесса; выступали за развитие страны по западноевропейскому пути. Критиковали самодержавие и крепостничество, выдвигали проекты освобождения крестьян с землёй, сторонники реформ и конституционных преобразований государственного строя. Главные представители: П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др. Сотрудничали в журналах «Отечественные записки», «Современник», «Русский вестник». Крайне левое крыло западников – А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. П. Огарёв (до конца 1840-х гг.).
Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающее в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Знак является основным средством культуры, с помощью которого осуществляется фиксация и оценка индивидуальной и общезначимой информации о человеке и мире в культурных текстах.
Зороастри́зм – религия, распространённая в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока, сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. Названа по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра). Священный канон – «Авеста». Основные принципы зороастризма: противопоставление двух «вечных начал» – добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божества Ахурамазды. Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь.
Индуи́зм – одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира (около 95% всех индуистов – в Индии). Сформировалась
в I тысячелетии н. э. Является результатом развития ведической религии и брахманизма и процесса дальнейшей ассимиляции народных верований. Основа индуизма – учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шивы) или их воплощений и соблюдением кастовых бытовых правил. Культовые обряды совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах. В качестве священных почитаются корова, змея, реки (Ганг), растения (лотос) и др. Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества. Современный индуизм существует в виде двух течений: вишнуизма и шиваизма.
Инкультурация – процесс приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре. Термины "инкультурация" и "социализация" близки по значению, но термин "социализация" не охватывает процессов усвоения когнитивных аспектов культуры (знаний, верований, ценностей и т.п.). В узком смысле инкультурация обозначает усвоение культурных норм и ценностей ребенком; в широком смысле инкультурация понимается как процесс, не ограничивающийся периодом раннего детства и включающий в себя процессы усвоения культурных паттернов взрослым индивидом. В последнем случае данный термин может применяться по отношению к иммигрантам, адаптирующимся к новым культурным условиям; он может также использоваться в контексте исследования культурного контакта и культурного изменения.
Инь-Янъ (более традиционное написание – Инь-ян) – основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское – мужское, пассивное – активное, холодное – горячее и т. д.). Учение о силах Инь-Янъ систематизировано в приложении к «Книге перемен» («И цзин»), приписываемых Конфуцию, и развито в школе натурфилософов (иньянцзя). Инь-Янъ понимаются как полярные модальности единого субстанциального начала – пневмы (ци), а этапы их зрелости соотносятся с «пятью стихиями» (дерево, огонь – Янъ; земля – нейтральна; металл, вода – Инь).
Иррационали́зм – традиционное обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, бессознательное и т. п. Противоположен рационализму.
Исла́м (араб., буквально покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), её последователи – мусульмане. Возник в Аравии в VII в. Основатель – Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы – поклонение единому всемогущему Богу – Аллаху и почитание Мухаммеда пророком – посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (столпы ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат); 3) милостыня в пользу бедных (закат); 4) пост в месяце рамадан (саум); 5) паломничество в Мекку (хаджж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное предание – сунна. Основные направления – суннизм и шиизм.
Иудаи́зм, наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тысячелетии до н. э. в Палестине. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход Мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель Божественного откровения). Канон священных книг иудаизма включает Тору (Пятикнижие Моисея), книги пророков и так называемые Писания. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде. В иудаизме получили распространение мистические учения (каббала, хасидизм).
Ка́рма (санскр. – деяние), одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии, дополняющее понятие сансары. В широком смысле – общая сумма совершённых всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле – влияние совершённых действий на характер настоящего и последующего существования.
Контркультура – культура определенной части общества, имеющая свои специфические черты, но явно противостоящая культуре общества в целом. Как направление развития современной культуры получило распространение среди части молодежи западных стран с конца 1960-х гг.
Конфуциа́нство – этико-политическое учение в Китае. Основоположник – Конфуций (VI– V в. до н. э.), взгляды которого были изложены его последователями в книге «Луньюй» («Беседы и суждения»). Согласно К., судьба человека определяется «небом», и то, что люди делятся на «благородных» и «низких», не может быть изменено. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий – вышестоящему. В основу социального устройства К. ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета (ли). В К. был сформирован идеал человека – «благородный муж». Со II в. до н. э. и до начала ХХ в. К. являлось официальной государственной идеологией.
Космополити́зм (от греч. kosmopolítēs – космополит, гражданин мира) – идеология так называемого мирового гражданства. В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства – Космополиса. В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций – от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистических отношения к национальной культуре и традициям.
Культу́ра (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также самый процесс их созидания и воспроизводства. В этом смысле понятие К. – в отличие от понятия природы – характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления (включая такие социальные институты, как право и государство), язык и искусство, технику и технологию и т. д. Различные типы культур характеризуют определённые исторические эпохи (античная культура), конкретные общества, народности и нации (культура майя), а также специфические сферы деятельности (культура труда, политическая культура, художественная культура).
Культурная антропология – методологическая установка, сформировавшаяся в период становления современной этнологии или социокультурной антропологии. К.а. получила развитие главным образом в США, где её родоначальником был амер. этнограф и антрополог Ф. Боас. В отличие от социальной антропологии для К.а. характерно повышенное внимание к духовным образованиям и меньшее к материальным артефактам и системам социальных отношений. В методологическом отношении её сторонники делают акцент скорее на описательной методике; значительную роль отводят историзму. В К.а. на первый план выдвигались вопросы динамики развития культуры, механизмы её передачи через поколения. В наст. время социальная и К.а., как в теоретическом, так и в методологическом аспектах, слились.
Культурогенез – процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, проходящей в тесной связи со становлением и развитием орудий труда и материально-технической деятельности и социальных закономерностей. В более широком понимании культурогенез – процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем, а не однократное происхождение культуры в эпоху первобытной древности человечества.
Магия (греч. – волшебство, колдовство) – совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. М. – одна из форм древней духовной культуры.
Маргинальность (от лат. margo – край или позднелат. marginalis – находящийся на краю) – качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т. д.
Массовая культура – понятие, охватывающее разнородные явления культуры XX в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер.
Месси́я (от древнеевр. машиах, буквально – помазанник), в иудаизме и христианстве ниспосланный Богом на землю Спаситель.
Миф (от греч. mýthos – предание, сказание), повествования о богах, духах, обожествлённых героях и первопредках, возникшие в первобытном обществе. В мифе переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звёзд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремёсел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе миф – основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчленённость, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания – установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (например, расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.). Мифы в переносном смысле – ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепций, представления.
Научно-техническая революция – понятие, используемое для обобщающей характеристики ряда процессов в развитии науки и техники, а также инициированных ими социальных процессов современной цивилизации, основное содержание которых сводится к превращению науки в решающий фактор социокультурного развития. Начало НТР принято относить к сер. 1940-х – нач. 1950-х гг.
Национальная культура – термин применяется в культурологии для определения символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране, государстве. Создателем Н.к. выступают не этносы в целом, а образованная часть общества. Хотя творцы Н.к. выступают от имени народа, обращаются к опыту народа и его мудрости, тем не менее дистанция между двумя культурами – этнической и национальной – довольно велика.
Нация – высшая форма этносоциальной общности людей, характеризующаяся общностью культуры, психологии, исторических судеб, этнического самосознания, обычаев и традиций.
Недеяние (у-вэй) – созерцательная пассивность, другой перевод – «немотивированность». Самым главным качеством недеяния является отсутствие причин для действий. Нет ни размышления, ни расчета, ни желания. Между внутренней природой человека и действием его в мире нет вообще никаких промежуточных шагов. Действие происходит внезапно, и как правило достигает цели самым коротким путем, ибо опирается на восприятие «здесь и сейчас». Согласно Лао-Цзы, «если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир – это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его».
Нирва́на (санскр. – угасание), центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме – психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворённости и самодостаточности, абсолютной отрешённости от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте. В джайнизме – совершенное состояние души, освобождённой от оков материи, бесконечной игры рождений и смертей (сансары).
Ноосфе́ра (от греч. nóos – разум и сфера), новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития. Понятие ноосферы введено французскими учёными Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом (1927). В. И. Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль.
Обряд –традиционные действия, заключающиеся в символическом представлении и психологической актуализации высших (в т. ч. священных) смыслов человеческого бытия; в ряде случаев обряд понимается как способ установления мистического контакта со сферой божественного. Различаются обряды, связанные с жизненным циклом человека, календарным циклом, трудовой деятельностью и др.
Обычай – исходный, наиболее простой тип культурной регуляции на основе целостных, привычных образцов поведения, закрепляющихся в общественной памяти и передающихся из поколения в поколение как формы поведения в труде, быту, в общении, в воспитании и т.п. Передаваясь из поколения в поколение, обычай срастается с внутренними мотивами поведения и создает потребность в его соблюдении.
Онтология (от греч. óntos – сущее и logos – слово, учение), раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии – учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности
Просвеще́ние – идейное течение XVIII – середины XIX вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения: в Англии (где оно возникло) – Дж. Локк, во Франции – Вольтер, Ш. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии – И. В. Гёте; в США – Т. Джефферсон, Б. Франклин; в России – Н. И. Новиков, А. Н. Радищев. Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в XIX—XX вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума.
Профа́нное (от позднелат. profanatio – осквернение святыни) – низкое, недостойное, противостоящее священному. Профанацией называют искажение, извращение чего-нибудь (например, идеи, учения, произведения искусства); непочтительное отношение к достойному, опошление. П. представляет оппозицию термину "сакральное".
Рационали́зм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум), течение в философии, признающее приоритет разума человека как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям). Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму и эмпиризму. Р. исходит из признания упорядоченности и разумности мироустройства, принципиальной познаваемости мира. Наивысшего расцвета Р. достигает в XVII–XVIII вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц): исходит из идеи естественного порядка – бесконечной причинно-следственной цепи, пронизывающей весь мир, подчеркивает приоритет научного (то есть объективного, всеобщего, необходимого) знания.
Ритуал (от лат. ritualis – обрядовый), вид обряда, исторически сложившаяся форма символического поведения, упорядоченная система действий (в том числе, речевых) для выражения определённых социальных и культурных взаимоотношений и ценностей. Ритуал играет важную роль в религии, официальных церемониях и отдельных формах бытового поведения (гражданская обрядность, этикет, дипломатический протокол и т. п.).
Ру́сская иде́я – в философии Вл. Соловьева, Н. Бердяева и др. идея об особой религиозно-исторической миссии России – быть примиряющим началом в вековом конфликте Запада и Востока, местом становления высшей истинной формы Православия. Россия будущего признавалась местом становления вселенской христианской культуры, где раскроются дремлющие возможности подлинно вселенского христианства, которое вберет в себя лучшее из традиций разных стран, культур и эпох.
Сакральное (от лат. sacer, sacri – священный, запретный, проклятый) – святое, священное. Важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные. С. представляет оппозицию термину "профанное".
Санса́ра (санскр.) – одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души (в ортодоксальных брахманистско-индуистских системах) или личности (в буддизме) в цепи новых рождений (в образе человека, Бога, животного); осуществляется по закону кармы.
Секуляриза́ция (от позднелат. saecularis – мирской, светский) – обозначение всякой формы эмансипации от религии и церковных институтов.
Семиотика (от греч. sēméion – знак, признак) – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры, системы мифа, ритуала), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).
Символ – знак, который не только указывает на некоторый объект, но и несет в себе добавочный смысл: выражает общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта.
Синкретизм (от греч. synkretismos – соединение, объединение) – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо (напр., С. первобытного искусства характеризует нерасчлененность деятельности и мышления человека в первобытной культуре).
Славянофилы – представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х гг. XIX в.; выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского пути исторического развития России, усматривая её самобытность в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; противостояли западникам. Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати и т. п. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др. Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев и др.
Соборность – термин, введённый русским славянофилом А.С. Хомяковым, обозначающий самобытность русской общественной организации (самоорганизации), в основе которой лежит православие с его принципом решения богословских проблем на вселенских соборах. Соборность,по Хомякову, – это гармоничная целостность человека, мира, церкви. Соборность должна была описывать решения общественных проблем всем миром в противоположность западной представительной демократии, основанной на юридических нормах. Дальнейшее развитие этого понятия в русской религиозной философии привело к поиску онтологических оснований социальных проекций С. (Н.Ф. Федоров, Н.О. Лосский).
Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве равноправного члена общества. С. включает в себя как социально-контролирующие процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. На сегодняшний день С. и инкультурация рассматриваются как два аспекта единого процесса вхождения индивида в социокультурную систему.
Социология культуры – область культурологического и социального знания, связанная со сбором, обработкой и анализом разнообразной социологической информации; предполагает эмпирическое исследование процесса развития культуры (причём считается, что в основе культуры лежат формы общности человеческих групп – её носителей). Объектом исследования С.к. является также культура, создаваемая и транслируемая СМИ.
Субкультура – конкретная форма бытия общечеловеческой культуры, совокупность символов, идей, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, принимаемых тем или иным сообществом или какой-либо социальной группой. Каждое сообщество создает свою субкультуру. Можно выделить национальные, профессиональные субкультуры, субкультуры организаций, социальных групп и т.д. Соответственно, можно говорить о национальной культуре, христианской, мусульманской, буддийской и т.д.
Теи́зм (монотеизм) (от греч. theós – бог) – религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующей в нём. Признание потусторонности Бога отличает теизм от пантеизма, признание непрерывной активности Бога – от деизма. Т. наиболее характерен для генетически связанных между собой религий – иудаизма, христианства и ислама.
Текст (в широком семиотическом смысле) – любой предмет или процесс как культурный феномен, несущий в себе закодированную в какой-то знаковой системе социальную информацию.
Типология культуры – метод, в основе которого лежит расчленение систем объектов культуры и их группировка с помощью обобщённой модели их типа, что даёт возможность установить их видовые отличия и сходства. Представление о Т.к. сложилось в процессе изучения культуры, когда исследователи учитывали особую сложность и многогранность культуры, стремились систематизировать её наиболее характерные признаки и особенности и на их основе выделить её основные типы. В истории культурологии известны типологии, разработанные Ф. Ницше,
О. Шпенглером, К.Г. Юнгом, Н.Я. Данилевским, П. Сорокиным и др.
Толерантность – чувство терпимости и уважительного отношения к культуре и мнениям других людей, не совпадающим с собственными.
Тотемизм – комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и тотемами (животным или растением, которое представляется предком-покровителем). Тотемизм был распространен у всех народов мира, пережитки тотемизма сохранились во всех религиях.
Традиция – стороны, элементы целостного многовекового процесса развития культуры, которые воспроизводятся исторически на протяжении либо длительного времени, либо в различных типах культур. Т. осуществляют связь времён и знаменуют избирательное овладение культурным наследием предшествующих поколений во имя решения современных социокультурных задач.
Уто́пия и антиуто́пия (от греч. u – нет и tópos – место, то есть место, которого нет; по другой версии, от éu – благо и tópos – место, то есть благословенная страна), вымышленное общество как воплощение социального идеала. Вследствие практической неосуществимости такого идеала понятие «У.» приобрело метафорический характер и стало синонимом любого научно необоснованного проекта (социального, технического и т. п.). Утопические представления сопутствуют всей истории социальной мысли, начиная о представлений о «золотом веке» древнегреч. поэта Гесиода (8-7 вв. до н. э.). Черты утопизма можно обнаружить в произведениях Платона («Государство»), Августина («О граде Божием»). Термин происходит от названия книги Т. Мора «Утопия» (1516). Антиутопия, соответственно, выступает в качестве антиидеала, ставит под сомнение возможность построения совершенного общества и установления справедливого общественного строя.
Фетишизм – религиозное поклонение материальным предметам-фетишам, которым предписываются сверхъестественные свойства. С помощью Ф. человек, якобы, может осуществлять косвеннуювласть над природой, принуждать божество выполнять его желания. В мировых религиях Ф. сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных «ступ» (буддизм), святых мест и «черного камня» у мусульман.
Христиа́нство, одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). В основе – вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение Второго лица триединого Божества. Источник вероучения христианства – Священное Предание, главным в нём является Священное Писание (Библия); по значимости за ней следуют другие части Священного Предания (Символ веры, решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов Церкви и др.). Христианство возникло в I в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В IV в. стало государственной религией Римской империи. К XIII в. вся Европа была христианизирована.
Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный), термин, близкий (или синонимичный) к понятию культура. Цивилизацией часто называется поздняя стадия развития культуры, отмеченная возникновением письменности, государства и др. (Л. Морган и др.), либо локальные разновидности культуры – древнеегипетская, китайская, европейская и другие цивилизации (А. Тойнби и др.).
Эсте́тика (от греч. aisthētikós – чувствующий, чувственный), философская наука, изучающая ценностный аспект во взаимоотношениях «человек – мир», а также изучающая область художественной деятельности людей. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного.
Эсхатоло́гия (от греч. éschatos – последний, конечный), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека. Особое развитие Э. получила в монотеистических религиях – иудаизме, христианстве, исламе.
Э́тика (греч. ēthiká, от ēthos – обычай, нрав, характер), философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. От стоиков идёт традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, то есть совпадала с антропологией; «Этика» Б. Спинозы – учение о субстанции и её модусах. Этика – наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи так называемой автономной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя её этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей.
Этническая культура – культура людей, связанных между собой общностью происхождения и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством «крови и почвы».