Средневековая культура как целостность

Средневековая культура — сложное структурное образование. Она представляет собой прежде всего картину противостояния и противоборства двух ее основных элементов: официальной религиозной и народной культуры, развивавшей далее наиболее жизненные пласты первобытной культуры.

Первый из этих элементов характеризуется, в свою очередь, структурным своеобразием. С одной стороны, от античной и уж тем более от первобытной культуры его отличает большая дифференцированность как в смысле культурных различий социальных групп, так и в смысле дальнейшего углубления внутренних, антропологических противоречий культуры. С другой стороны, культура религиозного типа представляет собой картину беспрецедентного единства, при этом оно достигается не путем гармонического синтеза различных начал, а путем жесткого подавления одних начал другими, соответствующими духу религии. Для структуры культуры религиозного типа резкое превалирование одной из сфер — религии — над всеми другими очень характерно. Оно выражается и в насыщении всей системы культуры духом религии, ее принципами и в элиминировании всего, что не соответствует этому, из системы культуры.

Кроме того, есть еще одно явление, демонстрирующее господствующее положение религии в культуре религиозного типа, — это способ формирования общекультурных понятий. Главным его источником является опять-таки религия. Но понятия греха, искупления, причащения и т. п. — это понятия, не только религии, но и морали, математики, алхимии, искусства и т. п. Культура пользовалась выработанной религией категориальной сеткой, которая набрасывалась на все области действительности. Ничего подобного в истории культуры не было ни до, ни после этого.

Таким образом, оценивая культуру раннефеодального общества с точки зрения категории «целостность», следует отметить, что уже сформировавшиеся культурные противоречия разрешаются в ней за счет репрессивного элиминирования одной из противоположностей. При этом торжествующая сторона неизменно связана тем или иным способом с одним и тем же элементом культуры — религией. Это придает религиозной культуре как целостности единообразно-монолитный характер, обеспечивающий ей определенную стабильность, которая оплачивается относительно медленными темпами развития.

Глава 5. Культура эпохи Возрождения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: