Путник, пойди, возвести нашим гражданам в Лакедемоно, Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли

Прорвавшись через Фермопилы, персы хлынули в Среднюю Грецию. Почти все беотийские города, в которых была сильна персофильски настроенная аристократия, поспешили подчиниться Ксерксу. Аттика была опустошена, Афины разграблены. Детей, женщин и стариков афиняне эвакуировали в Пелопоннес и на близлежащие острова, все же способные носить оружие мужчины перешли на палубы военных кораблей. Сухопутные силы греков укрепились на Коринфском перешейке. Сражавшийся у мыса Артемисия (на севере Эвбеи) флот, в котором больше половины кораблей принадлежало афинянам, отошёл в Саронический залив.

Переломным событием в ходе войны явилось знаменитое морское сражение у острова Саламин (480 г. до н. э.). Разделив свой, флот, персы сразу с двух сторон напали на противника. Греческие корабли двинулись им навстречу. В узком проливе между берегами Аттики и Саламином персы не сумели использовать свой численный перевес. Стремительным натиском греки расстроили боевой порядок их кораблей, которые по своим размерам были больше греческих и менее способны к маневрированию; в тесноте корабли персов сталкивались и топили друг друга. К наступлению ночи персидский флот был разгромлён.

-Войсковое подразделение в Древнем Риме, первоначально состоящее из ста человек.

-приспособление для подъема воды из реки или колодца. Если уровень воды низкий, комбинируют несколько шадуфов.

-династия, основанная первым китайским императором Цинь Ши Хуан-ди. Он восстановил единое централизованное государство в результате аннексии существующих шести государств: Хань, Вэй, Чжао, Янь и Ци.

-фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1479 — 1425 годах до н. э., из XVIII династии. Сын Тутмоса II от наложницы Исиды.В конце 22-го года правления Тутмоса 19 апреля египетское войско, возглавляемое фараоном, из пограничной крепости Чару (греч. Силэ) выступило в свой первый за долгое время поход. Через 9 дней (28 апреля) Тутмос в Газе (Аззату) отметил свою 23-летнюю годовщину вступления на престол[1]. На 24-й день похода (14 мая) египетское войско достигло подножия хребта Кармель. По египетским сведениям, вся страна до крайнего севера была охвачена «восстанием на (то есть против) его величество». По ту сторону гор, в Ездраелонской долине, у города Мегиддо, египтян поджидало союзное войско сирийцев. «Триста тридцать» сиро-палестинских властителей, каждый со своим воинством решились совместно преградить здесь дорогу египетскому царю. Главой союза был властитель Кадеша на Оронте, сумевший поднять на борьбу с Египтом едва ли не всю Сирию-Палестину.

В школе закладывалось все великое и прекрасное, что оставила нам Древняя Греция.
Школы были небольшими - 20 - 50 учеников на одного учителя. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низеньких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было - выходные выпадали на городские и семейные праздники.
Платили учителям немного - примерно столько же, сколько зарабатывали средней руки мастеровые. Социальный статус учителя, особенно в учебных заведениях начального уровня, был весьма низким. Хорошо иллюстрирует такой факт ходившая в Афинах поговорка: "Он умер или стал учителем"[2].
Книг было чрезвычайно мало. Образование усваивалось с голоса учителя.
На начальное обучение тратилось 6 - 8 лет, примерно до 14-летнего возраста. Учили начаткам чтения, письма и пения.
Читать учились по слогам, перебирая множество сочетаний, пока не узнавали их с первого взгляда. Затем читали первые слова - имена богов и героев. Затем читали первые фразы, обычно поучительные стихотворные строчки: "Прекрасен тот, кто вправду человек во всем", "Приятно, если умный сын в дому растет", "Пусть все несут совместно бремя общее" и т. д. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть.
Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочки - стило, - заостренной с одного конца: острым концом оцарапывали буквы, тупым стирали написанное.
Для упражнений в счете служила доска - абака, разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т. д. На клетки клали»бы или камешки - от одного до девяти. С помощью абаки учились четырем арифметическим действиям.
Пению учили только в унисон, с голоса, поскольку нот не было. Пение сопровождали игрой на семиструнной кифаре.
Среди государств-полисов Эллады особо выделялись республиканские Афины и авторитарная Спарта. Эти государства не только представляли различные политические системы, но и во Многом олицетворяли противоположные принципы воспитания обучения.
По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитаниеe спартиатов - полноправных граждан Лакедемона - передавало по преимуществу цель подготовить члена военной общины. По утверждению римского историка Плутарха, новорожденных спартиатов осматривали старейшины (эфоры). Судьба болезненных младенцев неясна. Плутарх уверяет, будто их лишали жизни. Во всяком случае, такие дети росли вне системы военного воспитания. До семи лет спартиаты воспитывались в семье, поступая в распоряжение нянек-кормилиц, которые славились своим уменьем на всю Элладу [2,102].
Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Сроки такого воспитания были весьма продолжительны и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.

-это организованная вооружённая борьба за государственную власть между классами и социальными группами внутри страны, наиболее острая форма классовой борьбы.

-форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, князю, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т. д.) и, как правило, передаётся по наследству.

-313 г. н.э. Смерть христианства и рождение христианской религии

-Его пороки стали притчей во языцех простых римлян, они отпускали на его счет много колкостей и язвительных шуток, но ни одного из острословов он не подверг наказанию. Он не считал их своими врагами, ведь никто из них не покушался на его власть... На власть и могущество претендовала его мать Агриппина, женщина развратная, жестокая и лицемерная, и она мешала ему. Он грубо вошел в нее и, навалившись всей своей тяжестью, вжал еще не утратившее свежести и красоты тело в ложе носилок. Носилки прогнулись, рабы сделали по инерции несколько шагов и замерли, затаив дыхание...Он взял ее как обычную блудницу. Она поняла это и содрогнулась, но не от душевной боли или отвращения (она сама провоцировала его на это), а от наконец-то свершившегося. Испустив звериный крик, он затих, прилег рядом и задремал. Носильщики, утерев пот с обожженных зноем и ветром лиц, медленно тронулись вперед. Мать и сын, мягко покачиваясь, как на средиземноморской волне, продолжили свой путь во дворец...Первую свою жену, Октавию, он отправил в ссылку, а затем велел казнить по ложному обвинению в прелюбодеянии. Вторую жену, красавицу Поппею, он любил, но и ее, беременную, в помраченном от гнева сознании отправил на тот свет, сильно ударив ногой. Он жил со свободными мальчиками и замужними матронами, чуть было не вступил в законный брак с вольноотпущенницей Актой, утверждая, будто она из царского родаА еще он придумал такую забаву: к столбам привязывали обнаженных мужчин и женщин, рядом ставили железную клетку, и он, представляя зверя, покрытый шкурой убитого им животного, выскакивал из этой клетки и набрасывался на тех и других, удовлетворяя свою звериную похоть, а удовлетворив, начинал играть другую роль - истошно крича, изображая невинную насилуемую девушку, он отдавался вольноотпущеннику Дорифору, изрядно потешаясь над всеми втянутыми в его распутные игры.В это время скороход доставил письмо, в котором сенат объявлял Нерона преступником и приговаривал к казни "по обычаю предков". Это значило, что преступника раздевают донага, голову зажимают колодкой, связывают руки, а затем засекают до смерти. Не успел он дочитать послание до конца, как послышался топот всадников, которым было приказано взять его живым. И тогда наконец он собрался с духом и при помощи своего советника Эпафродита вонзил себе меч в горло.Он сыграл свою последнюю роль и ушел со сцены на 32-м году жизни.Народ ликовал, римская знать торжествовала победу.

-В первоначальных представлениях главенствующее место занимала богиня-владычица — божество плодородия. Впоследствии она преобразовалась в жену высшего Бога - Геру. Затем выделяется мужское божество - Зевс. Его положение равно положению царя среди аристократии и простых подданных. Зевс и Гера образуют божественную пару, образец семьи и верховной власти. Одного с ними поколения — боги Посейдон иДеметра. Младшее поколение Богов — это сыновья Зевса - Апполон, Гефест и Арес; дочери - Афина, Артемида, Афродита. Они являются исполнителями воли Зевса и получают во власть свою часть мироустройства.

Зевс становится высшим богом в борьбе с предшествующими поколениями богов: Ураном, Кроносом, титанами. Эти боги повержены, но не уничтожены. Они являются олицетворением стихийных сил природы. Помимо указанных богов, в греческий пантеон входили местные божества; таким образом, пантеон богов был очень велик. Боги носили антропоморфный характер. Они обладали такими же чертами характера, как и люди, но отличались тем, что могли перевоплощаться в животных и были бессмертны.

У древних греков существовало представление о демонах - низших сверхъестественных силах. К демонам относились нимфы, сатиры, селены. В честь демонов совершались ритуалы, обряды, которые были направлены на то, чтобы демоны не нанесли людям вреда. Древние греки различали суеверие и веру. Слишком старательное поклонение демонам (суеверие) осуждалось в обществе.

У древних греков большое место занимал культ предков. Греки считали, что умершие могут вредить живущим людям; и чтобы этого не случилось их нужно ублажать, т.е. приносить жертвы. Особенно недопустимым считалось непредание земле праха (отсутствие погребения). Существовало представление о царстве мертвых Аиде. В Аиде умершие люди делились на грешников и праведников; грешники попадали в Тартар (подобие ада). Учение о посмертном существовании называлось орфизм (по имени древнегреческого героя, побывавшего в мире мертвых).

-должностное лицо на Руси, возглавлявшее вместе с волостелями местное самоуправление. Наместник назначался в города великим или удельным князем.

-камень, который устанавливали на земле должника,. Если должник не возвращал в срок взятое, он становился рабом

-Весна - Победа Сципиона и Масиниссы над Ганнибалом в битве при Заме

-карфагенский полководец. Считается одним из величайших полководцев и государственных деятелей древности. Был заклятым врагом Римской республики и последним значимым лидером Карфагена перед его падением в серии Пунических войн.

Ганнибал родился в 247 году до н. э. в семье карфагенского полководца Гамилькара. В возрасте девяти лет дал клятву быть врагом Рима. Став главнокомандующим карфагенскими войсками в Испании, развязал вторую Пуническую войну, напав на Сагунт. В 218 году до н. э. вторгся в Италию и нанёс римлянам несколько поражений, в том числе при Каннах. Но римляне сумели перехватить инициативу и перейти в наступление в Испании, а затем и в Африке. Вызванный на помощь Карфагену в Африку, Ганнибал потерпел поражение при Заме, после которого Карфаген был вынужден заключить мир с Римом. В 196 году до н. э. был обвинён в антиримских настроениях и ушёл в изгнание. Покончил жизнь самоубийством в 183 году до н. э., не желая сдаваться римлянам.

-впервые получил правильное устройство, как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, у древних греков. В существенных чертах послужил образцом для римского театра. Многие его особенности и принадлежности перешли и в современные театры, а также частично в храмы.

В Греции театр был одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень. Для греческого театра поэтами были созданы образцы драмы, имевшие влияние на драму римскую и новоевропейскую. Некоторые из этих образцов удержались, с незначительными переменами, в репертуаре новых театров и до сих пор появляются на сцене в подлинном их виде или в точных переводах на новые языки.

В архитектурном отношении афинский театр послужил образцом для прочих греческих городов. В Греции театры строились обыкновенно на склонах холмов в видах сокращения издержек. Театр имел следующие части: пространство для зрителей, поднимавшееся ярусами из центра здания к краям в виде полукружия, — четырёхугольная удлиненная площадь за орхестрою, занятая особым зданием, которое называлось скеной, — и орхестра, ровная утрамбованная площадка для хора и актёров, которые разыгрывали пьесу на одном уровне с хором, поближе к зданию сцены (επι σκηνής, греч. «у сцены»).

-Высшее должностное лицо, наделенное неограниченной властью, назначавшееся сенатом в случае внешней или внутренней опасности, угрожавшей государству (в Древнем Риме).

-Искусственное орошение земель, испытывающих недостаток влаги, для повышения их плодородия.

-в 390 году

-в древнегреческой мифологии[1] храбрейший вождь троянского войска[2], главный троянский герой в «Илиаде», сын Приама[3] и Гекубы[4]. По Стесихору, Евфориону и Александру Этолийскому, сын Аполлона[5], то же у Ивика и Ликофрона[6].

Муж Андромахи. Был огромного роста[7]. Согласно давниям и певкетам, носил волосы длинные сзади и короткие спереди[8].

Получил в подарок от Эанта пояс[9], за который тащили его тело[10]. Убил Протесилая[11]. По Гигину, всего убил 31 воина[12]. В «Илиаде» убил 28 греков.

Убил Патрокла, друга Ахилла, и сам был убит Ахиллом[13], который несколько раз протащил его тело своей колесницей вокруг стен Трои и затем за выкуп выдал Приаму. По некоторым авторам, тело Гектора выкуплено равным весом золота[14] (по Гомеру — бо́льшим весом).

Его кости были по вещанию оракула перенесены из Илиона в Фивы, там его могила у источника Эдиподии[15]. Роща Гектора находилась в Офринии (Троада)[16]. Другую могилу показывали у Трои[17].

-крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.Постепеннопрограмму Олимпийских игр был расширен: дистанцию для бегунов увеличиливдвое, добавили соревнования в длинном беге (24 стадии), и пятиборье (пентатлон). Впоследствии в программу Олимпийских игр добавиликулачный бой и гонки на колесницах. В 394 г. н.э. римлянеотменили проведение Олимпийских игр. И только в 1896 г. с цельюукрепление мира и согласия француз Пьер де Кубертенинициировал возобновления Олимпийских игр.

-в древней Спарте земледельцы, находящиеся на промежуточном положении между крепостными и рабами.Происходили в Лаконии — от местного ахейского населения, в Мессении — от покоренных мессенцев (дорийцев). По другой версии илоты представляли собой отличные от греков племена, жившие в Лаконии до прихода Гераклидов

-Предназначенное для публичных зрелищ сооружение с ареной, вокруг которой возвышающимися уступами располагались места для зрителей (в Древнем Риме).

-в 264-241 г до н э

-год рождения точно неизвестен (около 110 год до н. э.[2]), Фракия — 71 год до н. э., около реки Силари, Апулия) — бывший воин из Фракии, попавший в плен к римлянам и превращённый в раба-гладиатора,возглавил восстание на территории современной Италии в период 74 год до н. э. — 71 год до н. э. Его армия, состоявшая из беглых гладиаторов и рабов, разбила в ряде сражений несколько римских легионов, в том числе две консульские армии. Эти события вошли в историю как восстание Спартака — третье по времени крупнейшее восстание рабов в Риме после первого и второго Сицилийского восстания.

-филипп II, правивший Македонией с 359 но 336 г. до н.э., узурпировал власть у своего малолетнего племянника Аминты, воспользовавшись своим регентством. Устранив других претендентов на дрестол, он добился отречения Аминты в свою пользу, придав своему правлению видимость законности. Филипп, проведший некоторое время в Фивах в качестве заложника, многому научился там и впоследствии применил некоторые принципы военной организации Эпамипопда в македонской армии. Это был человек неуемной энергии, инициативный и решительный, твердо, не считаясь со средствами, шедший к намеченной цели. Обладая сам незаурядными полководческими и дипломатическими способностями, Филипп был лишен зависти к чужим дарованиям и талантам, умел подбирать людей и ценить их но заслугам. Он окружает себя способными в различных областях и преданными ему людьми, с помощью которых неуклонно осуществляет поставленные им задачи.

Придя к власти, Филипп припял меры, чтобы обезопасить границы Македонии от беспокоивших ее соседей — фракийцев и иллирийцев и укрепить позиции центральной власти и гористой Верхней Македонии, где сильны были сепаратистские тенденции местной знати. Организовав при дворе военную школу для юношей из знатных семей, Филипп готовил себе верных придворных и в то же время мог превратить их в заложников в случае участия их отцов в направленных против него заговорах.

Филипп укрепил и реорганизовал армию, создав знаменитую македонскую фалангу, вооруженную длинными копьями — сариссами, внедряя новые тактические приемы комбинированного действия пехоты и конницы, преследования побежденного врага до его полного уничтожения (Греки обычно довольствовались сооружением трофея (памятника из захваченного оружия) на поле битвы, покинутом противником.) и др.

Упрочив свои позиции в Македонии, Филипп начинает проводить активную внешнюю политику, используя и дипломатические средства, и подкуп иолитических и военных деятелей Греции, и военную силу. Филипп стремится получить выход к морскому побережью п овладеть богатствами Фракии. Здесь интересы Македонии неизбежно должны были столкнуться с интересами Афин. Не имея достаточно сильного флота, способного противостоять афинскому, Филипп действует вначале с помощью хитрости. Он предлагает Афинам помочь им вернуть Амфиполь, откуда незадолго до того был выведен македонский гарнизон, с условием, что Афины не будут чинить препятствий к захвату им г. Пидны. Поверив обещаниям Филиппа, Афины не пришли па помощь осажденному им Амфиполю, хотя город просил их об этом. К тому же афинский флот занят был в это время, отстаивая интересы Афин против одного из фракийских царьков в районе Херсопеса Фракийского. Взяв Амфиполь, Филипп и не подумал отдавать его Афинам. Это явное вероломство привело к открытию военных действий между Афинами и Македонией. Отвлекаемые борьбой с непокорными союзниками, Афины не могли действовать достаточно активно. Филипп продолжает расширять свои владения. Захватив во Фракии, в районе золотых приисков, г. Крсниду, он переименовал его в Филиппы(До тех пор в Греции не было принято называть города именем смертного человека. В последующий, эллинистический период это стало распространенным обычаем.). Овладев золотыми месторождениями, Филипп получил в свое распоряжение большие средства. Вскоре Македонии представилась возможность распространить свое влияние па Северную и Среднюю Грецию. Поводом послужила III Священная война (356 — 346 гг. до н.э.). Началась она из-за обвинения Фивами, игравшими в это время ведущую роль в Дельфийском культовом союзе (Амфиктионии), группы влиятельных фокидян в святотатстве.

-боец-раб в Древнем Риме, который сражался с подобными себе на забаву публики на специальных аренах.

-полузависимый крестьянин в Римской империи времен упадка (третий-четвёртый века, т. н. Кризис III века.) Наибольшее распространение колоны как социально-экономический класс граждан получили в Западной Римской империи, в первую очередь в северной половине Римской Галлии, где колоны фактически стали предшественниками зависимых крестьян времён классического феодализма.

- в 221 г до н э

-сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), третий иудейский царь. Период его правления (приблизительно 967-928 года до н.э.) считается периодом наибольшего рассвета и процветания объединенного Израильского царства. В 967-965 годах до н.э. Соломон, по видимому, правил вместе с царем Давидом и уже после его смерти стал единоличным правителем.

Давид обещал престол сыну своей любимой жены Вирсавии - Соломону, да и пророк Натан (Нафан) уже при рождении Соломона выделил его среди других сыновей Давида и счел его достойным милости Всевышнего.
Старший сын Давида - Адония, зная об этом обещании Давида, попытался еще при жизни отца захватить власть, но его план не исполнился, так как пророк Натан и Вирсавия убедили Давида поторопиться с помазанием Соломона на царство. Царь Давид не стал наказывать Адонию и взял клятву с Соломона, что он не сделает ничего худого брату, при условии, что тот не будет претендовать на престол Соломона.
После смерти Давида Адония обратился к Вирсавии с просьбой о женитьбе на Авишаг (прислужнице царя Давида в конце его жизни). Соломон усмотрел в этом притязания Адонии на его престол, так как, по обычаю, право на престол имеет тот, кому достается жена или наложница царя, и приказал убить Адонию.

Царь Соломон славился своей мудростью, ему покорялись звери, птицы и духи. Однажды ночью, Бог явился Соломону во сне и обещал исполнить любое его желание. Соломон просит: "Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло". "И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, - вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои; и если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои". (Книга Царств).

Царь Соломон был мирным правителем и за время его правления (он правил 40 лет) не было ни одной большой войны. Ему в наследство досталось большое и сильное государство и он должен был поддерживать и укреплять его.
В начале своего царствования он взял в жены дочь египетского фараона, тем самым укрепив южные границы своего государства. Впоследствии он неоднократно брал себе в жены женщин других народов для поддержания добрососедских отношений с соседними государствами (гарем Соломона насчитывал 700 жен и 300 наложниц).

Царь Соломон был хорошим дипломатом, строителем и торговцем. Он превратил земледельческую страну в сильное, экономически развитое государство, имевшее большое влияние на международной арене. Он отстроил и укрепил Иерусалим и другие города своего царства, возвел Первый Иерусалимский Храм, впервые ввел в еврейскую армию конницу и колесницы, построил торговый флот, развивал ремесла и всячески поддерживал торговлю с другими странами.

Соломон окружил свое правление роскошью и богатством "и сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями". Послы из самых разных стран прибывали в Иерусалим для заключения мира и торговых соглашений с Израилем и привозили богатые дары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: