При подготовке ответа на вопрос проследите эволюцию понятий «цивилизация» и «культура», их рефлексию в социально-научном знании

Цивилизация - слово французского происхождения, но берет свое начало от латинского корня sivilis – гражданский, государственный. Существует целый ряд определений этого термина.

Цивилизация – это:

ü синоним культуры;

ü уровень и степень общественного развития;

ü эпоха, следующая за варварством в истории человечества (дикость, варварство, цивилизация);

ü период деградации и упадка культуры (Шпенглер, Маркузе, Бердяев);

ü степень господства человека и общества над природой посредством орудий труда и средств производства;

ü форма социальной организации и упорядоченности мира, основанная на приоритете новых технологий;

Наиболее распространенное значение этого понятия сводится к характеристике той или иной ступени общественного развития и материальной культуры, характерной для определенной общественно-экономической формации.

Соотношение понятий «культура» и «цивилизация» в культурологии является краеугольным камнем. Оба понятия отличаются полисемантичностью. В научной трактовке их соотношения существует три основные позиции:

ü отождествление;

ü противопоставление;

ü частичное взаимопроникновение.

В попытках поставить знак равенства между культурой и цивилизацией есть причины. Они обусловлены чертами сходства:

ü и культура, и цивилизация имеют социальное происхождение и не могут существовать вне человеческого начала. Эти характеристики чужды девственной природе.

ü цивилизация и культура являются результатами человеческой деятельности по удовлетворению потребностей (материальных и духовных). И первая, и вторая являются, по сути, искусственной средой обитания человека, другими словами – второй природой.

ü цивилизация и культура являются различными сторонами общественной жизни. Их можно разъединить только на теоретическом уровне.

На позиции отождествления культуры и цивилизации стоял З. Фрейд, он считал, что и то и другое отличает человека от животного.

На позиции противопоставления настаивали О. Шпенглер, Н. Бердяев,

Т. Маркузе и другие исследователи. О. Шпенглер разводит эти понятия чисто хронологически, культура для него сменяется цивилизацией, что приводит ее к упадку и деградации. Бердяев подчеркивает черты различия культуры и цивилизации. Для Маркузе цивилизация – это жесткая, холодная, повседневная реальность, а культура – это вечный праздник: «Духовный труд культуры противостоит материальному труду цивилизации, как будний день противостоит выходному, работа – досугу, царство необходимости – царству свободы».

Все эти авторы, по сути, характеризуют цивилизацию как вырождение культуры, связанное с господством техники, урбанизации, господством денег, материальных потребностей и упадком нравственности, духовности.

В марксистской теории цивилизация выступает как ступень общественной истории, культуры, следующая за варварством, характер которой определяется материальным развитием, состоянием способа производства.

В настоящее время цивилизация чаще всего рассматривается как состояние культуры, возникающее (вместе с государством) на определенном историческом этапе развития. При этом если культура акцентирует меру развития человека, его внутреннего мира, духовных сил, то цивилизация, прежде всего, воплощается в организации общественной жизни, в формах присвоения культурных ценностей, характеризует «внешнее», социальное бытие культуры, создает те или иные условия для ее развития (в русле этого подхода выделяют аграрную, индустриальную и постиндустриальную цивилизации).

Кроме того, цивилизациями называют также уникальные исторические образования, ограниченные пространственно-временными рамками и отличающиеся характером своего отношения к миру природы, общества, самому человеку (например, цивилизации Древнего мира).

В русле культурологического подхода цивилизация рассматривается как социально-культурное образование, основу которого составляет уникальная однородная культура; как «пересечение» культуры и общества.

Таким образом, цивилизация и культура есть результат человеческой деятельности по преобразованию природы и человека, обусловленный взаимопроникновением этих процессов. Основное направление влияния культуры на цивилизацию осуществляется посредством ее гуманизации и внесения в человеческую деятельность элемента творчества. Цивилизация же с ее прагматическими установками зачастую теснит культуру, сжимает ее духовное пространство.

Усвоив сущность понятий «культура» и «цивизация», попытайтесь ответить на следующие вопросы:

  1. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы взаимоотношения культуры и

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: