Ортодоксальная психоаналитическая теория характеризует первый год жизни в
качестве периода начального формирования эго. Супер-эго в это время полностью
отсутствует. Мелани Клейн (50, 51, 52), лидер Британской школы психоанализа, допускает
функционирование хорошо развитых эго и супер-эго на первом году жизни. Система Клейн
основывается на предположении о бессознательных фантазиях, сделанном при
психоаналитической работе с детьми, страдающими неврозами. Эти бессознательные
фантазии, по ее мнению, являются первоначальным содержанием всех психических
процессов, они лежат в основе бессознательного и сознательного мышления. Клейн видит
доказательства широкого спектра высокодифференцированных отношений к объектам,
отчасти либидных, отчасти агрессивных, в первые месяцы жизни. Ребенок шести месяцев
уже любит, ненавидит, желает, атакует, хочет разрушать и готов разорвать мать на части. В
страхе перед своими деструктивными влечениями он приписывает их внешнему объекту и в
фантазиях проглатывает объект, чтобы разрушить его. Как противовес деструктивным
влечениям выступает строгое супер-эго или сознание. В результате возникают многие
осложнения, например, расщепление супер-эго или его неприятие; но у нас нет
необходимости останавливаться здесь на этом вопросе. Детали системы Клейн мы обсудим
в последующем: при рассмотрении психосексуального развития, отношений с
окружающими и анализе психологических механизмов (прим. 5).