Чернухина говорит: содержание - авторское отражение определенного отрезка действительности, существовавшей объективно или вымышлено. Тема – то, о чём можно говорить и писать, предмет повествования, описание и рассуждения.
Художественные тексты понять однозначно нельзя. Мы сталкиваемся в них с эстетическим началом (чувственное отражение художественной действительности).
Термины содержание и тема подходят и к нехудожественным текстам. В публицистике и научных работах предполагается предполагаемая действительность.
Художественная литература интересуется вопросом: «Что было бы, если…» Определяющего значения, реальность или вымысел, в художественной литературе нет. Толстой в «Войне и мире» изображал свою точку зрения. Кутузов Толстова к реальному Кутузову имеет малое отношение.
Содержание конкретнее темы. Тема у авторов может быть одна и та же, а воплощение будет разным, их произведения будут отличаться от произведений других авторов. Тема имеет более отвлеченный, более обобщенный характер.
Тема не только абстрагируется содержанием, она управляет содержанием.
Тема – предмет повествования, обсуждение, это то, что описывается, о чём говорится. Это по Ломоносову. В нехудожественных произведениях тема выводится в названии, они соответствуют теме. «Беседа с Лихачёвым: гибкий ум – нормально, гибкая спина – подозрительно». В художественных произведениях часто метафора в названии, «Плаха» Чингиза Айтматова. Иногда имя героя выводится в название, имена собственные «Евгений Онегин», «Дубровский», «Анна Каренина». Образы героев становятся нарицательным.
Художественные произведения, как правило, многотемны. Есть подчиненные темы и доминирующие. В названии указывается обычно ведущая тема. Но некоторые вещи не имеют название. Бродский «От человека остаётся только часть речи».
Бывают темы, которые соотнесены с поводом: «Синий свет»…
Содержание – это решение темы.
Автор выбирает тему
> материал действительности
> словесный материал (они взаимосвязаны, эти два материала)
Их объединяет отношение автора к теме. Оно есть всегда. Это отношение формирует образ повествователя.
Тема и идея. Идея – от греч. «представление», главная мысль есть во всех произведениях, в том числе и нехудожественных произведениях. В последних она обычно выверена, выведена в заголовок. «Быть человеком нравственным – совсем не плохая идея». В художественной литературе в сжатом виде главная мысль не преподносится.
Идея художественного произведения заключается в нём самом. Движение от слова к идее более правильная, чем наоборот – от идеи к слову. Толстой об Анне Карениной: выразить то, что он хотел сказать романом, можно только в точности воспроизведя его полностью.
Нужно понимать замысел посредством тщательного анализа произведения. Выразить идею практически невозможно в полной мере.
Идея – одна из сторон содержания текста. Гальперин «Текст как объект лингвистического исследования».
Эмоционально-экспрессивная (отношение), предметно-логическая (изображение) сторона текста. Одинцов, лингвист ввёл эти термины. Слова и выражения, которые связывают содержание текста с окружающим миром. Связано с темой.
Вопросы кто, что, где – выражают предметно-логическую сторону текста.
Оценка выражается обычно прилагательными, они выражают эмоционально-экспрессивную сторону текста. В публицистических текстах тоже можно выделить две эти стороны структуры текста.
Нет текстов, построенных только на эмоционально-экспрессивных рядах, однако есть тексты предметно-логическая одна только – бывает.
Официально-деловые тексты лишены эмоций. У научных чуть посвободнее, но тоже мало эмоций.