Подход Эриксона (16) к анальной стадии содержит элементы ортодоксальной и
неофрейдистской позиций. В соответствии с последней он подчеркивает важность
культурного окружения, указывая на широкое разнообразие в обучении правилам туалета в
различных культурах. Подобно Фенихелю, он делает акцент на двух противоречащих
модусах: задерживающем и элиминирующем. Развитие мышечной системы, частью которой
являются сфинг-теры, по мнению Эриксона, предоставляет ребенку большую власть над
окружением, выражающуюся в способностях - достигать и схватывать, бросать и
отталкивать, присваивать вещи и удерживать их на расстоянии. Все эти кажущиеся
противоречивыми тенденции подпадают под определение задерживающего и
элиминирующего модусов.
В новых социальных модальностях этого времени акцентируются “разрешение уйти” и
“задерживание”. Нарушения в анально-уретральной сфере может привести к разным
расстройствам: в самой
· 107-
зоне (спазм прямой или толстой кишки); в мышечной системе (общая расслабленность или
напряженность); вызвать навязчивые фантазии (параноидный страх инородных веществ в
теле); в социальной области (попытки контролировать окружение навязчивой
систематизацией). Если на оральной стадии “базисное чувство доверия” составляло ядерный
конфликт с “базисным чувством зла”, то на анальной стадии “автономия” противостоит
“стыду” и “сомнению”.
ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ