Согласно Фромму (30), авторитарное сознание соответствует фрейдовскому супер-эго.
Это голос интернализованного внешнего авторитета, такого, как родители; страх перед
наказанием и надежда на поощрение отличаются от прежних только в смысле
интернализации. Хорошее или плохое поведение ребенка зависит единственно от хороших
или плохих качеств авторитарных фигур. Сила авторитарного сознания продолжает
оставаться в связи с внешним авторитетом. Если внешние фигуры сходят со сцены,
сознание ослабевает и теряет силу. В то же время сознание влияет на представление
человека о внешних авторитетах, так как существует потребность в идеалах, и проецирует
свой образ совершенства на авторитеты. Очень часто это взаимодействие интернализации и
проекции является причиной непоколебимого убеждения в идеальном характере авторитета,
убеждения невосприимчивого к любым противоречащим эмпирическим доказательствам.
Содержание авторитарного сознания имеет в основе приказания и табу; его сила
|
|
коренится в эмоциях страха и восхищения авторитетом. Пристойное авторитарное сознание
испытывает чувства благополучия и безопасности, что подразумевает одобрение
авторитетом; провинившееся сознание переполнено страхом, заслуженностью наказания
ввиду невыполнения воли авторитета.
Гуманистическое сознание, с другой стороны, не является интернализованным
голосом авторитета, а представляет самого индивида. Это реакция целостной личности на
правильное или неправильное функционирование в соответствии с собственным
пониманием успехов и неудач в искусстве жизни. Гуманистическое сознание выражает
собственные интересы человека и его целостность. Цель такого сознания состоит в
продуктивности и счастье. Когда самость не реализована, возникает чувство вины, и оно
проявляется в страхах неодобрения, смерти и старения. Например, если личность не
одобряет себя из-за безуспешности продуктивной жизни, она подменяет собственное
одобрение одобрением другими. Таким образом, бессознательное чувство вины приводит к
страху неодобрения.
· 141-
Одна из форм выражается в чувстве вины, которое динамически коренится в
гуманистическом сознании, хотя осознается в понятиях авторитарного сознания. Человек на
уровне сознания испытывает вину ввиду неудовольствия авторитетов, хотя он живет не в
соответствии с собственными установками. Если сознание базируется на ригидном,
неприступном иррациональном авторитете, развитие гуманистического сознания может
почти полностью подавляться. Обычно авторитарное сознание существует в качестве
предпосылки формирования гуманистического сознания, но Фромм считает, что это
необязательно в неавторитарном обществе.