Анна Фрейд утверждает, что в течение латентного периода эго делается сильнее в
отношении к внешнему миру. Наряду с уменьшением силы инстинктов эго теперь
выступает в новом союзе с супер-эго в борьбе по управлению побуждениями.
Первоначально супер-эго чрезмерно ригидно, но постепенно приспосабливается и
становится более гибким. Считается, что сексуальные интересы уменьшаются. Энергия для
новых активностей, интересов, отношений все еще происходит от сексуальной, но
действует, главным образом, посредством сублимации и реактивного образования. Томпсон
сомневается, имеет ли вообще место сексуальная латентность. Она придерживается мнения,
что в результате расширения сферы отношений ребенок приобретает склонность разделять
мысли и поступки со сверстниками.
Либидные желания по отношению к родителям замещаются сублимированным
выражением привязанности. Враждебные реакции угасают, и проявляется дружеская
направленность к оружающим. Салливан вводит понятие “ювенильная эра”, чтобы
|
|
подчеркнуть важность школьного жизненного опыта и потребность во взаимодействии с
детьми того же возраста. Решающим фактором становится репутация, и страх остракизма
очень силен. Появление близкого друга представляет еще одну существенную
характеристику этого периода.
ПРИМЕЧАНИЯ
Объяснения усиления эго. Анна Фрейд придерживается ортодоксальной позиции,
что физиологически обусловленный спад силы инстинктов и затишье в защитной войне
борющегося эго являются причинами его укрепления. Эго теперь может ослабить усилия по
приручению инстинктов и становится сильнее в отношении внешнего мира. В свете фактов,
подвергающих сомнению какое-либо физиологическое ослабление сексуальных
побуждений (см. прим. 2), кажется правдоподобным рассматривать расширение функции
эго в этот период как результат увеличения сферы социального поведения. Если
расширяющееся окружение ребенка перестает настоятельно требовать действия механизмов
защиты, то самое рациональное - объяснить развитие эго его созидательной активностью.